Говорит о них он на языке очень качественной фотографии.

Словам здесь не место

Работы Никифорова нужно видеть. Рассматривать часами, восхищаться и удивляться, читать отклики на фото других мастеров объектива. Егор работает, как говорит он сам, на границе двух сред, снимая одновременно и сушу, и море с его обитателями, порой не замечаемыми человеком.

Экологический проект новороссийца «Городские джунгли», посвященный Черному морю и его дикому подводному миру, уже был отмечен на конкурсе «Первозданная Россия». Однако работу по проекту прервал карантин. Сейчас новороссиец готовится отснять финальные кадры, осветив проблему гибели дельфинов в рыбацких сетях, и представить подборку на суд зрителей.

— Главной моей задачей как фотографа и эколога было показать человечеству малознакомый мир, который находится совсем рядом с нами, на расстоянии вытянутой руки. Но большинство людей его не замечают, — рассказывает Никифоров.

И правда, купаясь в море, наслаждаясь летом и теплой водой, мы не думаем, что в сантиметре от нас плавает гребневик мнемиопсис. Что это за чудо такое, мало кто из нас задумывается, и, ручаюсь, редко кто видел. А вот Егор с ним подружился настолько, что гребневик, кажется, позирует мастеру на фотографии. А вот черноморский краб, который практически касается нашей ступни. Мы же его не видим, зато видит с помощью специальной техники фотограф, запечатлевая ракообразного на дне моря и на фоне городского пейзажа новороссийской набережной с ее иллюминацией. Медузы – это отдельная песня: судя по работам фотографа, он их очень любит. Медузы могут поспорить по красоте со свечением от городских огней, что мы и видим на фото.

Рыбы, медузы, гребневики, водные микроорганизмы — фильтраторы, мидии, устрицы – все эти морские животные вдохновляют фотографа на редкие кадры, от которых порой не отвести глаз. А в декабре эти кадры оценят и коллеги-фотографы на фотоконкурсе, организованном Русским географическим обществом, членом кубанского отделения которого является и Егор.

Через объектив фотокамеры проблемы видно четче

Никифоров говорит, что его экологический проект призван заставить человечество задуматься о том, что рядом с нами в море тоже обитают живые существа. И человеку нужно к ним бережно относиться. Ведь грубое, небрежное вторжение человека в этот мир губительно для всего живого.

Егор очень любил снимать в районе центрального городского пляжа, где до его реконструкции был богатый подводный мир. Морские лисы, разные виды крабов, камбалы и зеленухи — здесь много кого можно было поснимать. Фотограф рассказывает, что минувшей весной в этом месте морское дно было отсыпано крупными бетонными кусками с металлическими фрагментами, строительным мусором. Естественная экосистема моря в этом месте надолго сломана, погребенная под бетонными валунами. А еще фотографа, который здесь, на пляже, нырял в июне, волнует безопасность отдыхающих, которые могут получить разные травмы при купании в этом месте. Фотограф советует людям быть бдительными, ведь на морском дне лежат крупные бетонные куски.

Под водой через фотообъектив крутой камеры профессионалу-экологу проблемы видятся особенно четко.

— Я часто снимаю в акватории порта, там экологические проблемы бухты особенно заметны – разрастание бурых водорослей, большое количество взвеси в морской воде, присутствие некоторых нежелательных микроорганизмов, живущих в грязной воде, — все это говорит о мощных сточных водах с предприятий, с морских судов, с ливневок. Всякий раз после съемки в этом месте мне приходится отмывать технику, ведь она испачкана мазутом, которого полно в воде, — рассказывает Никифоров.

Еще эколога волнует страшное замусоривание моря, на дне много ПЭТ-бутылок и полиэтилена, время разложения которых не меньше сотни лет. Увы, в наше время это стандартный водный пейзаж. В связи с этой проблемой еще один экологический проект Егор Никифоров надеется реализовать в будущем, связан он с фотографией, на которой живые подводные объекты заменены мусором.

Свой среди чужих

Мой звонок застал Егора на Тихом океане, в Дальневосточном морском заповеднике, где он проводил разведку для дальнейшей съемки северной фауны – тюленей, сивучей, осьминогов и других животных. А на осень он запланировал съемку на Ледовитом океане местных китов – малого полосатика.

— Прежде чем сделать удачные кадры, приходится подолгу наблюдать за животными, моя задача — сделаться для них своим, стать как бы частью естественного пейзажа, — рассказывает мастер об особенностях своей техники. – Только когда животное не обращает на тебя внимания, ты можешь получать наслаждение от работы.

Никифоров рассказывает, что ему, как мастеру фотографии, хочется снять животное с нестандартного ракурса. И порой идея рождается задолго до появления самой фотографии. Например, идея для кадра с полярным сиянием в Баренцевом море и морскими ежами и звездами на дне родилась за полтора года до появления самого финального кадра. Между прочим, эта фотография была отмечена на многих конкурсах, в том числе и международных. Последнее время Егор мечтает снять светящийся фитопланктон на Камчатке. Идея для кадра уже имеется. В начале сентября мастер приступит к ее реализации.

Не могла удержаться и не спросить, как мастер фотографии выживает во время съемки под водой, особенно в северных районах нашей страны. Дело в том, что у новороссийца очень много интересных северных кадров с видами природы и животных.

— Однажды, снимая морских обитателей на фоне северного сияния, я пять часов провел в Баренцевом море при температуре воды ноль градусов по Цельсию. Гидрокостюм промерз настолько, что я оказался в твердом саркофаге. Два километра после работы мне пришлось идти по снегу до гостиницы, температура воздуха была минус 17. Как ни странно, я даже не простудился. Хотя обморожение конечностей – это для моего хобби нормальное явление. Видать, мой организм уже приспособлен выживать в экстремальных ситуациях, — говорит Егор.

Кстати, эту фотографию – с северным сиянием — высоко оценили на различных международных выставках, в том числе кадр был опубликован в журнале National Geographic Россия.

Посмотреть фотографии Егора можно на его личной странице.