Касается это не только природы и погоды. Очень многое из того, чем мы сегодня гордимся или вспоминаем с благодарностью, было создано руками строителей.

Первым делом – аэродром

Накануне профессионального праздника строителей хотелось бы поделиться воспоминаниями новороссийцев, которые в разные годы рассказывали автору этих строк о знаменитых стройках Новороссийска.

Да, когда-то в Новороссийске был свой аэропорт. Сегодня от него осталось разве что название – «район взлетки», он расположен на пути в Мысхако, ограниченный со стороны 15-го микрорайона улицей Мурата Ахеджака.

О том, как жил аэропорт, мне рассказывал Александр Егорович Мамонов, который руководил предприятием с 1969 по 1983 годы. Когда он заступил на службу, взлетная полоса представляла собой грунтовку длиной 600 метров. Бетонные плиты, которые остались от немецкого военного аэродрома времен войны, вывезли, и работники перед каждым приземлением ходили по грунтовой полосе и убирали крупные камни, чтобы не допустить аварии. С годами аэродром стал тесен. Понимали это и городские власти. Было решено: после того, как закончится строительство дороги в сторону «Колодца жизни», поручить ремонтно-строительному управлению заняться взлеткой.

Реконструкция прошла ударно. Сделали бетонную взлетно-посадочную полосу длиной около 1200 метров, здание аэропорта, склад ГСМ. Было даже свое небольшое подсобное хозяйство.

Самым почетным пассажиром, приземлившимся в новом аэропорту, стал Леонид Ильич Брежнев, чей вертолет прилетел по случаю торжеств в Новороссийске. У аэродрома генсека ждала машина, и он укатил в гостиницу «Бригантина».

Номера с удобствами и без

Летом 1959 года в Новороссийске начала работать только что построенная на главной городской улице знаменитая гостиница «Черноморская» на 260 мест. Здесь были номера разного класса, в том числе 3-комнатные люксы и общие «палаты» на 8 человек. Но во все времена, рассказывал мне Урал Сагадеевич Валеев, который руководил гостиницей с 1989 года, постояльцы «Черноморской» страдали оттого, что санузлы были только в полулюксах и люксах. Для остальных удобства расположили на этаже.

«Черноморка» и ее знаменитый ресторан долгие годы были центром светской жизни Новороссийска. И одной из городских статусных достопримечательностей. Урал Сагадеевич вспоминал, как мимо этого выдающегося по тем временам архитектурного шедевра совершали променад толпы нарядных горожан. В выходные и вечерами люди неспешно ходили мимо – от улицы Новороссийской Республики до главпочтамта и обратно.

После судьбоносного для Новороссийска постановления ЦК КПСС о развитии цемзаводов, пароходства,  городского хозяйства и строительной отрасли город встал перед острой необходимостью построить новую гостиницу. В 70-е годы началась работа над «Новороссийском».

Как рассказывал Иван Тимофеевич Потапенко, курировавший в те годы городское хозяйство по линии горисполкома, котлован под гостиницу пришлось копать на месте особо прочной так называемой «синей скалы». Строители ее и кололи, и пилили, сил потратили немерено.

Любопытно, что предлагалось назвать гостиницу «Норд-ост». Но вовремя сочли, что это будет отпугивать постояльцев.

Особая стройка могла «клюнуть носом»

В 1982 году, ко Дню освобождения Новороссийска, открыли памятник-ансамбль на Малой Земле.

Николай Михайлович Проценко возглавлял участок плавстройотряда №1 треста «Новороссийскморстрой» – именно он был выбран для воплощения этого сложнейшего проекта.

Николай Михайлович рассказывал мне, что брался за новую работу с трепетом, но без страха, ведь у него и его команды уже был опыт строительства памятников. Под его руководством сделаны постаменты под торпедным катером на набережной, под самолетом Ил-2 на проспекте Ленина.

Но здесь все было особым. И ответственность – тоже. Строить начали со стороны моря. Отвели воду за дамбу, ее остатки, кстати, угадываются с берега и сегодня.

Для фундамента было вырыто два котлована размером 40х10 и глубиной 3-5 метров. В них порционно заливали бетон, который сделали на заводе «Стройдеталь» из новороссийского цемента. Впервые в практике городского строительства применили бетононасос. Кстати, на начальном этапе строители натолкнулись на остатки турецкой крепости Суджук-Кале, выкапывали черепки и турецкие курительные трубки. Стену укрепления экскаватор и отбойный молоток брали с трудом!

Потом строители провели генеральную репетицию отливки самого памятника. Решено было сделать четырехметровый «пробник» недалеко от памятника, потренироваться на нем. Потом его убрали.

Как всегда, чуть не испортила все новороссийская погода. Февральский норд-ост 1979-го в рог скрутил арматуру в руку толщиной, двутавровые балки №40 разметал как щепки по стройплощадке. Ветер сбивал с ног рабочих, которые чуть не плакали, увидев разрушения.

Особенно запомнился Николаю Михайловичу день, когда снимали опалубку. Когда консоль лишалась опоры, нос бетонного катера мог бы «клюнуть». Придумали специальную технологию песочных домкратов, чтобы не допустить динамического удара. Чего все так боялись, не произошло. Памятник уверенно нес себя сам.

Зачем «Нептун» показал строителям оленя?

Много любопытного и неизвестного широкому кругу наших читателей рассказывал мне Дмитрий Михайлович Кусмарцев, отработавший в тресте 12 несколько десятилетий.

Кроме масштабного жилищного строительства, трест занимался и возведением эксклюзивных объектов, ставших со временем визитной карточкой Новороссийска.

На строительстве «Колодца жизни» архитекторов раз за разом не устраивали каменные плиты, которые строители предлагали для установки. Знаменитому новороссийскому главному архитектору Гургену Наджаряну нужно было что-то особенное, «барашек». Этот камень непросто найти. Отыскал его Кусмарцев на карьере треста на Гузовой горе. Начали снимать слой за слоем и насобирали нужное количество «дикаря».

 Позже построили кинотеатр «Нептун» с шикарным зрительным залом. Первый кинопоказ в знак благодарности устроили для строителей. Правда, пришлось смотреть кинофильм стоя. Дмитрий Михайлович хорошо помнит тот день, ведь этот соцобъект был одним из первых самостоятельных объектов для мастера участка Кусмарцева. А фильм на огромном экране показывали про великолепного оленя, под копытами которого хрустел снег.

«Тарелку» так и не раскрутили

Инженер-строитель треста «Новороссийскморстрой» Анатолий Иванович Кононенко рассказывал мне о возведении здания, которое известно любому новороссийцу с детства. Возведение морвокзала было для коллектива треста делом чести. Первый этаж придумали сделать из стекла, а второй – знаменитую «тарелку» – монолитным, это достаточно редкая для тех лет технология. На опалубку ушло несколько вагонов леса. И заливали нижнюю плиту целые сутки без перерыва – так требовалось по нормам строительства. Ресторан, который предполагали расположить в «тарелке» – он назывался «Маяк», – хотели по принципу столичных «Семи ветров» сделать вращающимся. Но решили не рисковать. Сейчас на этом здании, которое ждет реконструкция, большими буквами написано слово «Новороссийск».