На складе декораций длительного хранения Новороссийского городского театра поселились немые свидетели сценической жизни более чем полувекового периода.

На театральном складе побывали корреспонденты «Новороссийского рабочего». Об увиденном они расспросили  директора театра Олега Бередина.

– Олег Геннадьевич, а какой предмет реквизита находится в самом дальнем углу театрального склада?

– Это статуя Фемиды, она была сделана для спектакля «Трибунал», который поставил бывший главный режиссер народного театра Владимир Амербекян. – У самой постановки интересная судьба, она в свое время была удостоена Гран-при одного из театральных фестивалей. Причем в этой злободневной по тем временам пьесе немалую роль отводили как раз декорациям. Владимир Петрович особенно трепетно относился к выступлениям на фестивалях. Если большинство театров показывало свои выездные спектакли с минимумом декораций и актерской труппы, то Амербекяну на тот фестиваль удалось вывезти два автобуса с актерами и целую фуру с декорациями.

Пятиметровая Фемида была обтянута бархатом, а ее каркас выполнил наш известный актер Анатолий Гааз, который не только выступал на сцене во многих ключевых ролях, был заслуженным артистом Башкирской АССР, но и слыл настоящим мастером по изготовлению и росписи декораций. Среди старых реквизитов находится немало его работ – распятие, колокола.

– Наверное, сохранить декорации на протяжении десятилетий не так уж и просто? 

– Конечно. К сожалению, не все такие работы удается сохранить. К примеру, статуя Венеры Милосской из спектакля «Собачье сердце» не пережила длительного хранения. Ее тоже в свое время изготовил Анатолий Гааз.

– Зрители когда-то могли видеть на сцене все реквизиты, хранящиеся на складе?

– Разумеется, большинство собранных в театре предметов обстановки или костюмов создавались специально под определенную постановку, под режиссерское видение сценического действа. Костюмы для актеров порой настолько уникальны, что они могут быть задействованы лишь в одной конкретной постановке. Другое дело, если речь идет об обстановке в какой-нибудь квартире, в учреждении или на улице. Таких артефактов на нашем складе можно обнаружить немало. Это, к примеру, обычный шкаф для белья, старинный диван с витыми ножками, бутылки, которые выполнены не из стекла, а из папье-маше.

Такие вещи в театре накапливаются годами, многие из них переданы жителями города либо принесены самими актерами. Скажем, старый диван можно и сегодня только перетянуть, и он еще послужит сценическим реквизитом для многих спектаклей. На складе можно обнаружить парик В. Ленина, который надевал наш знаменитый на всю страну актер Василий Козлов, играя роль вождя мирового пролетариата в постановках Новороссийского театра в 1960-1970-х годах.

Загримированный под Ленина Козлов потрясал своим сходством с персонажем, по этой причине спектакль «Человек с ружьем» нашего народного театра был показан на одной из главных сценических площадок Москвы.

– Многие горожане считают, что уникально и нынешнее театральное здание, это частица истории культурной жизни города.

– История здания нашего театра началась в начале 1950-х годов. После Великой Отечественной войны в городе не было своего театра, существовавшее до этого деревянное строение сгорело во время бомбежки в 1942 году. В 1951-1952 годах построили летний театр – все, что мог себе позволить город в то время. Это как раз и есть здание нынешнего театра, только оно было в ту пору без крыши и некоторых появившихся позже пристроек. Строительство крытого театра вел Новороссийский судоремонтный завод. Оно было завершено в 1961 году. При реконструкции на здании летнего театра были обнаружены любопытные детали. Например, почти разрушенные барельефы Ленина и Сталина.

– Известно, что в 1959 году был создан коллектив народного театра. Где можно было посмотреть спектакли в то время?

– До завершения строительства крытого театра спектакли шли в других местах. Как правило, на сценах Дома офицеров и Дома пионеров.  Кстати, во время реконструкции вместе с крышей появились и большие люстры, которые до сих пор находятся под потолком зрительного зала. Они тоже были изготовлены судоремонтниками. Очищать от пыли их приходится регулярно, два раза в год, с помощью специального помоста.

– В прошлом году на выставке в честь Года театра в музее-заповеднике были представлены эскизы реконструкции театра, выполненные в послевоенное время архитектором Борисом Иофаном. Ими удалось воспользоваться?

– К сожалению, работа знаменитого архитектора осталась невостребованной.

Из истории театра

Строительство зимнего театра в Новороссийске имеет давнюю историю. Еще в конце 1930-х годов отмечалось, что культурная жизнь города сильно отстает от потребности времени. Несмотря на неоднократно принятое решение крайкома партии о строительстве зимнего театра в Новороссийске, ничего практически сделано не было. В городе был только летний театр, построенный в 1912 году, и, естественно, удовлетворить культурные нужды горожан в осенне-зимний период он не мог. Кроме того, он был ветхим, весьма опасным в пожарном отношении и требовал очень больших затрат на капитальные ремонты.

Секретарь горкома партии Я. Саенко просил бюро крайкома партии специально обсудить этот вопрос с тем, чтобы ходатайствовать перед ЦК ВКП (б) и Совнаркомом о постройке зимнего театра в Новороссийске в течение 1940-1941 гг. Реализации этих планов помешала начавшаяся война.