С первых минут в прессе было множество версий причин взрыва. Сейчас уже доказано, что причиной этой трагедии стала нерасторопность властей. Взрыв, который практически стер с лица земли порт, разрушил полгорода – это 2750 тонн селитры, которая сдетонировала в одном из портовых складов.

Этот опасный груз лежал там целых шесть лет. Как рассказала «НР» инспектор МФТ в Новороссийске Ольга Ананьина, в 2013 году опасный груз из Батуми в Мозамбик перевозил балкер Rhosus под флагом Молдавии. Он зашел в Бейрут, где судно задержали портовые власти. Причины были чисто технические – нарушения эксплуатации судна. Но как только это случилось, экипаж, который состоял из россиян и украинцев, обратился в морской профсоюз с жалобой на задолженность по зарплате.

–  Чтобы судно не осталось без присмотра, сначала портовые власти не давали разрешения на репатриацию моряков, —  рассказала Ольга Ананьина, заметив, что не было разрешения и на выгрузку опасного груза нитрата аммония, не было и смены экипажа.

Работодатель – кипрская компания Teto Shipping – просто самоустранился. После обращения к нему МФТ судовладелец, который оказался предпринимателем из Хабаровска, пообещал продать судно, чтобы рассчитаться со всеми долгами.

Шестеро моряков, понимая, что дело затянется надолго, уехали за свой счет домой. На борту к марту 2014 года остались  только четыре человека: капитан, старший механик, третий механик и боцман. Моряки сидели на судне без зарплаты и очень беспокоились, что в трюмах Rhosus находился нитрат аммония, относящийся к особо опасным грузам. Но портовые власти отказались наотрез производить с ним какие-либо операции.

Ни выгружать груз, ни перегружать селитру на другое судно никто не собирался. В апреле 2014 года на Rhosus закончилось продовольствие, моряки, которые сидели без зарплаты долгое время, терпели бедствие, но местный агент не позволил оставить судно без минимального экипажа. Моряки оказались буквально в заложниках.

Российский капитан Борис Прокашев, который сейчас живет в Сочи, писал тогда, что содержание арестованного судна – забота портовых властей. Моряки обращались во все инстанции: в администрацию флага судна Республики Молдовы, к государственным и портовым властям в Бейруте, в профильные министерства Ливана, в  посольства, международные профсоюзные и морские организации, в Красный крест и в международные СМИ. Но помощи не было.

Как рассказала Ананьина, проблемами на Rhosus в результате занимались МФТ и фонд «Ассоль», появился и адвокат, который взялся за дело. Летом ситуация стала меняться: был нанят технический экипаж из числа местных жителей, решалась проблема репатриации экипажа Rhosus, продажи судна и его опасного груза.

Наконец-то моряков отпустили домой. Правда, как уточнила Ананьина, денег своих они так и не получили. Опасный груз перегрузили в складское помещение, но по каким-то причинам так и не утилизировали.

И вот вчера эта проблема неожиданно «рванула». Страшные последствия еще до конца не осознаны, но уже сегодня Бейрут называют «маленькой Хиросимой». Толчки ощущались в 250 км от Бейрута, их почувствовали даже на Кипре.