Новороссийск хотя и не столица отечественного кино, но далеко не последний город в киноиндустрии.
ДОСТАТОЧНО сказать, что более чем в полусотне снимавшихся здесь фильмов и сериалов приняли участие свыше 170 (!) обладателей престижных народных званий. Напомним о некоторых из них.
ПЕРВЫМИ в Новороссийске снимали сюжеты своих немых короткометражных фильмов Александр Ханжонков, которому принадлежал городской кинотеатр, и Николай Минервин – одни из основателей кинопроизводства в стране в дореволюционный период.
Сразу после Гражданской войны о Новороссийске рассказывалось в фильме «Цемент» (1927), первой экранизации романа Ф. Гладкова, снятом на Одесской киностудии. В том же, 1927 году, режиссером Михаилом Кауфманом был снят документальный фильм «Порт Новороссийск».
СЕРГЕЙ Столяров сыграл роль в художественном фильме, снимавшемся в Новороссийске, «Гибель «Орла» (1940). К тому времени актер был очень популярен в СССР благодаря своим ролям в кинофильмах «Цирк» и «Василиса Прекрасная». Песня, которую исполняет его герой в картине «Цирк» – «Широка страна моя родная», стала вторым неофициальным гимном страны. Образ Столярова увековечен в скульптуре «Рабочий и колхозница». Спустя много лет в нашем городе появились памятники Андрею Миронову и Леониду Утесову.
НЕБОЛЬШУЮ роль в снимавшемся в Новороссийске фильме «Таинственная стена» (1967) сыграл Георгий Тусузов, который больше известен по роли пана Пепусевича в телевизионном «Кабачке «13 стульев». В его актерском багаже 2800 (!) ролей, но ни одной главной.
В первые годы Советской власти ему довелось бороться с преступностью в Ростове-на-Дону. Однако он не стал устраивать облавы и заполнять и без того полные тюрьмы. Он отправился на сходку местных зеков, где произнес свой лучший монолог за все творческие годы. Итогом этого стало то, что самые известные ростовские воры, медвежатники и домушники раскаялись и дали слово, что с 1 мая они красть больше не будут. Любопытно, что после этого Тусузова избрали председателем профсоюза воров. Был в то время и такой профсоюз.
ВИКТОР Павлов исполнил главную роль в фильме «Кошмар в сумасшедшем доме» (1990), снимавшемся в Новороссийске и Абрау-Дюрсо. В свое время он сыграл роль бандита Мирона Осадчего в фильме «Адъютант его превосходительства», эпизоды которого также снимались в Новороссийске. Сам он вспоминал после этого: «Как-то стою я после премьеры этого фильма в очереди в магазине. Очередь небольшая, человека четыре, а тут одна девушка нахально лезет без очереди. Я ей культурно объясняю, что я ее пропущу, но зачем же вперед бабушек лезть? Она повернулась и говорит: «Вы, как в кино, гад, так и в жизни».
ЕВГЕНИЙ Весник сыграл одну из ролей в фильме «Это мы не проходили» (1975), снимавшемся в Новороссийске. В период съемок он впервые должен был поехать с театром на гастроли во Францию.
Перед поездкой артистов, как и положено, вызвали для беседы в партийные органы. Инструктаж – опасаться провокаций, в связи не вступать, в одиночку не ходить – проходил по полной форме. Особенно грозным был запрет на посещение злачных мест, всякие там «площади Пигали» и «Мулен Руж».
Весник выслушал и спросил: «Простите, а, к примеру, в театр «Красная мельница» можно сходить?» – «Это сколько угодно, – разрешил инструктор. – В красную – сколько угодно…». Ирония была в том, что «Мулен Руж» переводится на русский язык как «Красная мельница».
В ЭТОМ же фильме о советских молодых педагогах снималась и Вера Васильева. По тексту сценария она должна была сказать: «Дайте мне перо и чернила». Но иногда с артистами случается так, что они не могут справиться с элементарной фразой.
У Васильевой получилось так: «Дайте мне чернил и перил». Актриса поправилась: «Дайте мне перо и черила…». В третий раз получилось: «Дайте мне черила и перно…». Тогда актриса махнула рукой и сказала в сердцах: «Дайте же мне, в конце концов, то, чем люди пишут».
ГЕОРГИЙ Бурков в Новороссийске сыграл роль в фильме «Цемент» (1973), снятом по одноименному роману Ф. Гладкова. Однажды его знакомый – известный и заслуженный актер, находившийся уже в престарелом возрасте, женился на молоденькой актрисе. Случай вовсе не редкий в артистической среде. После этого заслуженный актер, представляя свою молодую жену, отшучивался: «Вот женился, но, как говорится, на появление наследников не надеюсь». На что Георгий Бурков заметил: «Надеяться, конечно, не нужно, но опасаться стоит!»
Роль военного преступника актер Андрей Болтнев сыграл в телесериале «Противостояние» (1985), заключительная серия которого снималась в находившемся на Малой Земле новороссийском аэропорту. Он тогда работал в театре Новосибирска, и ему предложили вступить в Союз кинематографистов.
Актер написал заявление: «Прошу принять меня в Союз кинИматАграфистАв. Андрей Болтнев». Секретарь Западно-Сибирского отделения Союза кинематографистов предложил переписать заявление, исправив ошибки, но тот, улыбнувшись, отказался: «Это же московские чиновники будут читать! Пусть посмеются. Глядишь, и запомнят мою фамилию».
ЭММАНУИЛ Виторган сыграл главную роль в фильме «Тревожное воскресенье» (1983), рассказывающем о мужестве новороссийских пожарных. До этого он уже снимался в фильмах режиссера Рудольфа Фрунтова, но это все были роли отрицательных героев. А тут актеру предложили очень положительную, героическую роль.
Виторган вспоминал, что эта роль была написана специально под него: «Я на съемках попробовал на себе все прелести профессии пожарного. Дело происходило в Новороссийске. Лето, жара неимоверная, а мы в боевой одежде из брезента, да еще вблизи огня, пот просто ручьем лился… Мне тогда очень хотелось побыть героем, пусть даже на экране».
ГРИГОРИЙ Поженян во время войны служил в газете «Красный черноморец», которая писала о боях за Новороссийск. Его знаменитая «Песня о друге» звучит в фильме «Путь к причалу» (1962), эпизоды которого снимались в Новороссийске.
После войны Поженян учился в Литературном институте, где ректором был Федор Гладков. Однажды между ними произошел конфликт, и Гладков прогнал его из своего кабинета со словами: «Чтобы ноги вашей не было у меня в кабинете». Тогда Поженян встал на руки и таким образом удалился
из кабинета.
А ВОТ композитор «Песни о друге» Андрей Петров часто шутил, что после его смерти ничего переименовывать не придется. Он жил на Петровской набережной, напротив домика Петра I, и даже его кабинетный рояль был его «однофамильцем».
АКТЕРА Аркадия Файта многие зрители помнят как «главного злодея советского кино». Достаточно назвать его роли в фильмах «Королевство кривых зеркал» или «Волшебная лампа Аладдина». В Новороссийске он снимался в фильмах «Гибель «Орла» (1940) и «Морской ястреб» (1941). А начинал Файт сниматься еще в эпоху немого кино. В своей книге «Раб волшебной лампы» он писал: «Великий Немой» не хотел умирать без сопротивления. К приходу звука немая кинематография достигла высокого уровня совершенства. В немом кино актеры говорили, произносили длительные монологи с выразительной артикуляцией губ. Бытовал рассказ о том, как группа глухонемых, придя в кинотеатр, дико хохотала в самый драматический момент фильма: они поняли по губам актеров, что те несут несусветный и не совсем приличный вздор».
КИНОАКТЕР Георгий Милляр известен благодаря своим ролям Бабы-яги и Кощея Бессмертного. В Новороссийске он снимался в фильме «Если бы начальником был я» (1980). А в артистическом мире известен его «Алфавит Милляра», состоящий из юмористических наблюдений
автора:
Актер – кладбище несыгранных образов.
Богема – интеллигентная шпана.
Валидол – аристократическая закуска к коньяку.
Каждому свое – умеющий делает, знающий преподает, остальные руководят. Милляр – единственный Кощей, который не считает себя бессмертным
Завершилась Транспортная неделя-2024, в которой участвовали представители крупных логистических компаний, связанных с Новороссийском, и глава…
Возле одной из гимназий Новороссийска и близлежащих домов появился подозрительный мужчина.
23 ноября 2024 года, 22-й лунный день
Речь идет о международной организации под интригующим названием «Пять глаз». Вот что удалось узнать.
У тех, кто как следует постарается в начале дня, все сложится хорошо.
По белковой составляющей мясо кролика опережает баранину, свинину, говядину и телятину, а по содержанию жира…