Новороссийск хотя и не столица отечественного кино, но далеко не последний город в киноиндустрии.

ДОСТАТОЧНО сказать, что более чем в полусотне снимавшихся здесь фильмов и сериалов приняли участие свыше 170 (!) обладателей престижных народных званий. Напомним о некоторых из них.

Все начиналось с немого кино

ПЕРВЫМИ в Новороссийске снимали сюжеты своих немых короткометражных фильмов Александр Ханжонков, которому принадлежал городской кинотеатр, и Николай Минервин – одни из основателей кинопроизводства в стране в дореволюционный период.

Сразу после Гражданской войны о Новороссийске рассказывалось в фильме «Цемент» (1927), первой экранизации романа Ф. Гладкова, снятом на Одесской киностудии. В том же, 1927 году, режиссером Михаилом Кауфманом был снят документальный фильм «Порт Новороссийск».

Навечно «Рабочий»

СЕРГЕЙ Столяров сыграл роль в художественном фильме, снимавшемся в Новороссийске, «Гибель «Орла» (1940). К тому времени актер был очень популярен в СССР благодаря своим ролям в кинофильмах «Цирк» и «Василиса Прекрасная». Песня, которую исполняет его герой в картине «Цирк» – «Широка страна моя родная», стала вторым неофициальным гимном страны. Образ Столярова увековечен в скульптуре «Рабочий и колхозница». Спустя много лет в нашем городе появились памятники Андрею Миронову и Леониду Утесову.

Председатель профсоюза воров

НЕБОЛЬШУЮ роль в снимавшемся в Новороссийске фильме «Таинственная стена» (1967) сыграл Георгий Тусузов, который больше известен по роли пана Пепусевича в телевизионном «Кабачке «13 стульев». В его актерском багаже 2800 (!) ролей, но ни одной главной.

В первые годы Советской власти ему довелось бороться с преступностью в Ростове-на-Дону. Однако он не стал устраивать облавы и заполнять и без того полные тюрьмы. Он отправился на сходку местных зеков, где произнес свой лучший монолог за все творческие годы. Итогом этого стало то, что самые известные ростовские воры, медвежатники и домушники раскаялись и дали слово, что с 1 мая они красть больше не будут. Любопытно, что после этого Тусузова избрали председателем профсоюза воров. Был в то время и такой профсоюз.

Гад из очереди

ВИКТОР Павлов исполнил главную роль в фильме «Кошмар в сумасшедшем доме» (1990), снимавшемся в Новороссийске и Абрау-Дюрсо. В свое время он сыграл роль бандита Мирона Осадчего в фильме «Адъютант его превосходительства», эпизоды которого также снимались в Новороссийске. Сам он вспоминал после этого: «Как-то стою я после премьеры этого фильма в очереди в магазине. Очередь небольшая, человека четыре, а тут одна девушка нахально лезет без очереди. Я ей культурно объясняю, что я ее пропущу, но зачем же вперед бабушек лезть? Она повернулась и говорит: «Вы, как в кино, гад, так и в жизни».

А в «Красную мельницу» – можно

ЕВГЕНИЙ Весник сыграл одну из ролей в фильме «Это мы не проходили» (1975), снимавшемся в Новороссийске. В период съемок он впервые должен был поехать с театром на гастроли во Францию.

Перед поездкой артистов, как и положено, вызвали для беседы в партийные органы. Инструктаж – опасаться провокаций, в связи не вступать, в одиночку не ходить – проходил по полной форме. Особенно грозным был запрет на посещение злачных мест, всякие там «площади Пигали» и «Мулен Руж».

Весник выслушал и спросил: «Простите, а, к примеру, в театр «Красная мельница» можно сходить?» – «Это сколько угодно, – разрешил инструктор. – В красную – сколько угодно…». Ирония была в том, что «Мулен Руж» переводится на русский язык как «Красная мельница».

Дайте черил и перил

В ЭТОМ же фильме о советских молодых педагогах снималась и Вера Васильева. По тексту сценария она должна была сказать: «Дайте мне перо и чернила». Но иногда с артистами случается так, что они не могут справиться с элементарной фразой.

У Васильевой получилось так: «Дайте мне чернил и перил». Актриса поправилась: «Дайте мне перо и черила…». В третий раз получилось: «Дайте мне черила и перно…». Тогда актриса махнула рукой и сказала в сердцах: «Дайте же мне, в конце концов, то, чем люди пишут».

Стоит опасаться

ГЕОРГИЙ Бурков в Новороссийске сыграл роль в фильме «Цемент» (1973), снятом по одноименному роману Ф. Гладкова. Однажды его знакомый – известный и заслуженный актер, находившийся уже в престарелом возрасте, женился на молоденькой актрисе. Случай вовсе не редкий в артистической среде. После этого заслуженный актер, представляя свою молодую жену, отшучивался: «Вот женился, но, как говорится, на появление наследников не надеюсь». На что Георгий Бурков заметил: «Надеяться, конечно, не нужно, но опасаться стоит!»

Заявление в Союз

Роль военного преступника актер Андрей Болтнев сыграл в телесериале «Противостояние» (1985), заключительная серия которого снималась в находившемся на Малой Земле новороссийском аэропорту. Он тогда работал в театре Новосибирска, и ему предложили вступить в Союз кинематографистов.

Актер написал заявление: «Прошу принять меня в Союз кинИматАграфистАв. Андрей Болтнев». Секретарь Западно-Сибирского отделения Союза кинематографистов предложил переписать заявление, исправив ошибки, но тот, улыбнувшись, отказался: «Это же московские чиновники будут читать! Пусть посмеются. Глядишь, и запомнят мою фамилию».

Прелести работы пожарного

ЭММАНУИЛ Виторган сыграл главную роль в фильме «Тревожное воскресенье» (1983), рассказывающем о мужестве новороссийских пожарных. До этого он уже снимался в фильмах режиссера Рудольфа Фрунтова, но это все были роли отрицательных героев. А тут актеру предложили очень положительную, героическую роль.

Виторган вспоминал, что эта роль была написана специально под него: «Я на съемках попробовал на себе все прелести профессии пожарного. Дело происходило в Новороссийске. Лето, жара неимоверная, а мы в боевой одежде из брезента, да еще вблизи огня, пот просто ручьем лился… Мне тогда очень хотелось побыть героем, пусть даже на экране».

Чтобы ноги в кабинете не было

ГРИГОРИЙ Поженян во время войны служил в газете «Красный черноморец», которая писала о боях за Новороссийск. Его знаменитая «Песня о друге» звучит в фильме «Путь к причалу» (1962), эпизоды которого снимались в Новороссийске.

После войны Поженян учился в Литературном институте, где ректором был Федор Гладков. Однажды между ними произошел конфликт, и Гладков прогнал его из своего кабинета со словами: «Чтобы ноги вашей не было у меня в кабинете». Тогда Поженян встал на руки и таким образом удалился
из кабинета.

Переименовывать не придется

А ВОТ композитор «Песни о друге» Андрей Петров часто шутил, что после его смерти ничего переименовывать не придется. Он жил на Петровской набережной, напротив домика Петра I, и даже его кабинетный рояль был его «однофамильцем».

Кому смешно от немого фильма

АКТЕРА Аркадия Файта многие зрители помнят как «главного злодея советского кино». Достаточно назвать его роли в фильмах «Королевство кривых зеркал» или «Волшебная лампа Аладдина». В Новороссийске он снимался в фильмах «Гибель «Орла» (1940) и «Морской ястреб» (1941). А начинал Файт сниматься еще в эпоху немого кино. В своей книге «Раб волшебной лампы» он писал: «Великий Немой» не хотел умирать без сопротивления. К приходу звука немая кинематография достигла высокого уровня совершенства. В немом кино актеры говорили, произносили длительные монологи с выразительной артикуляцией губ. Бытовал рассказ о том, как группа глухонемых, придя в кинотеатр, дико хохотала в самый драматический момент фильма: они поняли по губам актеров, что те несут несусветный и не совсем приличный вздор».

Кладбище несыгранных   образов

КИНОАКТЕР Георгий Милляр известен благодаря своим ролям Бабы-яги и Кощея Бессмертного. В Новороссийске он снимался в фильме «Если бы начальником был я» (1980). А в артистическом мире известен его «Алфавит Милляра», состоящий из юмористических наблюдений
автора:

Актер – кладбище несыгранных образов.

Богема – интеллигентная шпана.

Валидол – аристократическая закуска к коньяку.

Каждому свое – умеющий делает, знающий преподает, остальные руководят. Милляр – единственный Кощей, который не считает себя бессмертным