По возвращении домой корреспондент «Новороссийского рабочего» встретился с капитаном яхты Анной Барабановой, тренером спортивной школы.

— Наш экипаж был единственным, в составе которого были исключительно представители слабого пола, — говорит Анна Барабанова. – Но это вовсе не значит, что мы были слабой командой, принимавшей участие в регате. Стоило бы сразу отметить, что из Новороссийска в гонках участвовало сразу пять крейсерских яхт, четыре из которых – «Кубана», «Колубм», «Комета» и «Конрад» — заняли места в первой пятерке.

— До победы много не дотянули?

— Можно сказать, что победившей по итогам гоночных дней яхте «Кубана» уступили совсем немного, у нас даже равная с ними сумма мест, а вот по дополнительным показателям они нас опередили. К тому же капитаном на этой яхте был мой младший брат Алексей, который начинал заниматься у меня еще в 8-летнем возрасте.

— Как проходили гонки вашего уникального экипажа?

— Гоночный морской опыт был только у меня, все остальные девчонки в регате участвовали впервые. Состав получился смешанным, две яхтсменки были из Новороссийска, а еще две – из Евпатории.

Самым трудным оказался стартовый этап. Во-первых, мы только за три часа до начала успели завершить переход из Новороссийска до Севастополя. Трое суток перехода при сильном встречном ветре – это довольно утомительно. Но хорошо, что старт первого этапа был на следующее утро, успели отдохнуть и подготовиться. А вот первый гоночный этап стал продолжением дальнего перехода. Переход в 70 миль от Севастополя до Тарханкута начался в 8 утра, а завершился уже в 22.00. Получился целый день сюрпризов – от шквального ветра до полного безветрия. Все члены экипажа устали просто безумно. Гонка – это не просто нахождение в яхте, всю дистанцию пришлось откренивать яхту. Из-за сильного ветра появились первые поломки. Но мне, как капитану, понравилось, что никто не ныл. И такой настрой позволил нам, хрупким девочкам, занять в итоге почетное второе место.

— Этот этап, судя по всему, не мог не запомниться. Другие были такие же?

— Затем гоночные этапы проходили в бухте Тарханкута, где проходила основная часть фестиваля «Экстрим-Крым». Зрелище само по себе уникальное и очень интересное. Поэтому маршрут, проложенный в бухточке, занимал по времени не более полутора часов.

— Экипаж «Колумба» состоял из дебютанток. А самой проходилось здесь гоняться ранее?

— Да, и причем довольно успешно. В 2018 году я также была капитаном яхты, правда, руководить пришлось парнями. С их помощью тогда удалось завоевать главный Кубок. Так что нынешняя награда для меня уже не первая. Но зато тогда меня прозвали «Отважная девушка Крыма», о чем вспоминали и на этот раз.

— А как на этот раз приходилось распределять среди всех «яхтенные роли», ведь каждый должен знать свои обязанности?

— Обращаешь внимание уже на то, как человек делает свой первый шаг на парусную яхту. Если человек заходит с волнением и опаской, а это всегда видно, то лучше будет дать ему задачу попроще. Ели у новичка хорошие физические данные, то лучше будет его назначить шкотовым матросом, у такого должно лучше получиться управлять парусами. А вот самонадеянного лучше отправить на бак.

— А кого стоит отправить на парусный камбуз?

— Для коротких гоночных этапов проблема еды не столь актуальна. Обычно все закуски и бутерброды готовятся заранее, чтобы не отвлекаться на дистанции.

— До какой скорости удавалось разгоняться на яхте?

— Паруса и ветер позволяли развивать скорость до 8 узлов. Это довольно неплохо для яхт такого класса.

— На соревновании парусников, какие я видел в Новороссийске, порой часто происходили судейские споры, подавались протесты, разговоры были посвящены разбирательствам ситуации, трактовке правил. Как с этими проблемами в Крыму?

— Яхты подчиняются не только гоночным правилам, но и правилам морского судоходства. На этот раз у некоторых яхт были зафиксированы выходы в нейтральные воды, что было запрещено. Специально этого никто не делал, просто некоторые участки можно было проходить по нерегламентированным траекториям.

— С дебютантами было тяжело?

— У меня и ранее были аналогичные составы экипажа, поэтому, как организовать работу группы, я знала. Начинаешь с простейших заданий и требований: «потяни вон за ту желтенькую веревочку» и тому подобное. Я видела, что всем девчонкам работать на яхте просто в кайф. Я старалась создавать на борту и атмосферу соответствующую. И получилось, что все работали на общую победу. Награда за второе место была сродни победе. У меня у самой есть определенное кредо на этот счет: самое страшное, когда забываешь на берегу волю к победе, всему остальному можно найти замену.

— Я слышал, что погода в Крыму на этот раз не баловала?

— Море оказалось просто пугающе холодным. Когда отравлялись из Новороссийска, то здесь температура воды была не менее 25 градусов, а в Тарханкуте – всего 11 градусов. Какие еще могут быть купания? Не свалиться бы за борт. На яхте, даже если не приходится нырять, все равно будешь вся мокрая, от брызг никуда не скроешься.

— За борт никто не падал?

— У меня еще за все время никто не свалился. Днем еще не так страшно оказаться в воде, а вот ночью – очень опасно. Лодку ведь надо остановить, развернуть, за это время человек за бортом может оказаться бог знает где, можно сказать, что на грани жизни и смерти.

— Часто приходится участвовать в регатах?

— В течение года, не считая выездов со своими воспитанниками, это еще 5-6 стартов.

— В Новороссийске можно будет понаблюдать за состязаниями крейсерских яхт?

— В середине сентября запланирована гоночная регата «НоворосКап». Она пройдет по маршруту мыс Казантип – Керчь – Новороссийск.

     Евгений Лапин.

В субботу, 8 августа, в спортивной школе, в районе яхт-клуба на Малой Земле, планируется спуск на воду новых лодок класса «Оптимист». Начало — в 16.00.

     Вставка 1

Группа победителей регаты:

1. «Кубана» (Новороссийск) – 6,65 балла,

2. «Колумб» (Новороссийск) – 7,95 балла,

3. «Анна-Мария» (Таганрог) – 8,60 балла,

4. «Комета» (Новороссийск) – 9,70 балла,

5. «Конрад» (Новороссийск) – 12,85 балла.