— У нас уже два месяца нет воды вообще, — говорит Евгения Алексеевна Филосина с ул. Новороссийской Республики, 103, что находится на «буграх». – До 4 частных домов на нашей улице вода не доходит. Покупаем в магазинах, заказываем подвоз автоцистернами. Кстати, подвозят нам в последнюю очередь. Сначала развозят воду тем, кто за нее заплатил, а потом уже нам,  бесплатникам. В итоге зачастую мы ждем ее утром, а машина приходит поздним вечером. Я сама сейчас у мамы в гостях, 4 августа мне нужно уезжать. Как я оставлю ее в такой ситуации? У нас и емкостей-то больших для воды нет.   

Жители домов Новороссийской Республики за это время обращались во всевозможные инстанции, вплоть до Президента страны. Однако вода в кранах так и не появилась.

Подобных ситуаций в городе становится все больше и больше. Жалуются жители Мефодиевки и «бугров», жалуются жители верхних этажей многоэтажек, куда вода не доходит из-за отсутствия давления в сети. А давление низкое по причине дефицита воды.  

Коммунальщики объясняют все тем, что в этом году из-за аномально засушливой погоды Неберджаевское водохранилище обмелело. Цифры действительно впечатляют. За первое полугодие  в Новороссийске выпало всего 179 мм осадков. Такая же ситуация была лишь в 1957 году.

По этой причине приток в Неберджай за первое полугодие 2020 года составил 1,5 млн кубов, в то время как за последние 10 лет средний приток за тот же период составлял 7,5 млн кубов воды.

При этом и Троицкий групповой водопровод не может давать воду на полную мощность из-за того, что сети уже проржавели и то и дело дают течи. Получается, что наш город недополучает воду из обоих источников.   

— Сегодня для круглосуточного водоснабжения нам необходимо подавать воду в объеме 140-150 тысяч кубометров в сутки, — пояснили в МУП «Водоканал». — От ТГВ ежедневно город должен получать 110-120 тысяч кубов, из собственных источников — до 30 тысяч. Но по факту город получает не более 86 тысяч кубов в сутки от ТГВ, из собственных источников — 12 тысяч кубов.

Жители города устали получать воду по графику и боятся, что ее могут отключить в любой момент. При этом в городе быстрыми темпами строятся и вводятся в эксплуатацию многочисленные жилые комплексы.

Новороссийцы задают в соцсетях вопрос: почему выдаются разрешения на строительство многоэтажек, если инфраструктура на них не рассчитана? Ведь дефицит воды связан и с тем, что ее потребление увеличивается, а поступление в город – нет. В итоге получаемый объем распределяется на всех.  

Возмущения новороссийцев дошли до краевых властей. Губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев отметил, что во многом перегрузка коммунальных сетей – это результат масштабного жилищного строительства на курортах. Последние 10 лет на побережье возводились миллионы квадратных метров жилья.

– В Геленджике с 2016 по 2020 годы было построено 462 тысячи кв. м – это в два раза меньше, чем за предыдущие пять лет, потому что с мэром мы вместе занялись этой проблемой. Но если подвести итог, то построено 1,3 млн квадратных метров за 10 лет! А в Новороссийске – 2,7 млн. В стройке – еще 890 тысяч. В Анапе понастроили 3,6 млн квадратных метров. Не понимаю этого огульного строительства. Вы со своей стороны разрешения выдаете, а край потом решает проблемы со школами, детскими садами, а теперь еще и с коммуникациями, – обратился Вениамин Кондратьев к представителям местной власти.

Глава региона предложил наложить мораторий на строительство на энерго- и вододефицитных территориях. Возводить дома застройщики смогут только после заключения соглашения с краем и муниципалитетом.

Стоит  отметить, что все начатые стройки, а их в городе немало, под мораторий не попадают. А значит, застройщики введут жилые комплексы в эксплуатацию. А это, как отметил губернатор, 890 тысяч кв. метров жилья. На эти дома нужны будут немалые объемы воды.

Правда, и на ремонт водопроводных сетей ТГВ край выделил 4 млрд рублей. Программа по модернизации рассчитана до 2024 года. Когда она завершится, ТГВ сможет давать на Новороссийск больше 100 тысяч кубов в сутки. Но есть подозрения, что к тому времени и этих объемов нам будет не хватать.