Среди громких его достижений – победа на розыгрыше Кубка мира нефтедобывающих стран, золотые медали чемпионатов России. В состав национальной сборной он входит в течение пяти лет.

— Александр, любители спорта знают, что как вид единоборств бокс постоянно развивается. А каким он видится, скажем, через четверть века?

— Бокс – очень специфичный вид спорта. Одно время разговоры шли о том, чтобы оценивать действия боксера, как в фехтовании, по набранным очкам. Но, как у силового вида спорта, у бокса была притягательная зрелищность — приходившие смотреть на поединки хотели «крови и зрелищ». Поэтому самих боксеров то нагружают защитными шлемами, то придумывают новые перчатки. Даже уже в нынешнем тысячелетии многое поменялось. Но в чем я точно уверен, так это в том, что олимпийский бокс будет жить. Кулачные бои были широко известны еще в Древнем мире, а создателем первых правил бокса называют знаменитого Геракла.

— Какой самый эффективный способ сбросить вес, ведь выступление любого боксера регламентировано весовыми категориями?

— Когда я был в самом начале своей карьеры, то просто порой ограничивал себя в еде. Основную науку по сгонке веса прошел в составе сборной, когда с нами работали спортивные диетологи. Можно сгонять вес не в ущерб организму. Я выпивал сок из выдавленного лимона на ночь, посещал сауны, тренировался в специальных болоньевых костюмах, урезал в рационе хлеб и мучные изделия. Но нередко это давалось с большим трудом, и казалось, что вес «встал». Я вспоминаю о том, что мне в такие дни даже снилась еда. Это сродни психологическому барьеру, который ты обязан преодолеть.

— Удавалось ли когда-нибудь переломить ход поединка и за счет чего это можно сделать?

— Мне пришлось на ринге провести очень много поединков. Я даже перестал вести счет, когда их количество перевалило за 500. За внешне простыми действиями на ринге на самом деле скрыта серьезная философия. Не зря бокс называют быстрыми шахматами. Ведь боксеру просто необходимо иметь мгновенную реакцию на все, что происходит на площадке, огороженной канатами, если он собирается выиграть.

Но для того, чтобы переломить ход встречи, очень важно иметь хорошего секунданта, который может не только помахать перед тобой полотенцем, но и дать своевременный и грамотный совет, как человек, наблюдающий бой со стороны. Я хорошо помню один из таких боев, который проходил в рамках первенства «Юность России». Последовав совету секунданта, я за счет обманных действий ослабил пыл соперника, после чего он не смог работать в атаке.

— Порой приходится слышать, что в спорт надо приходить вовремя. А по силам стать чемпионом тому, кто начал заниматься поздно?

— Это спорный вопрос. Все зависит от человека, его желания и его вложенного самим труда. В боксе немало таких примеров. В основном это те, кто пришел в него из других видов спорта и сумел о себе заявить. Можно вспомнить Романа Ромащука или Александра Поветкина. Они пришли уже не в детский бокс, а в серьезный, мужской, где бьют жестко и думают быстрей.

— Какую свою победу считаешь самой важной?

— Это был поединок в финале розыгрыша Кубка мира среди нефтяных стран в Нижневартовске. Моим соперником в решающем бою был титулованный спортсмен, который побеждал на ринге многих знаменитых противников. Для меня это было очень важно, придавало уверенности перед последующими боями.

— Как научиться держать удар в боксе?

— Держать удар – это значит быть готовым к хлесткому удару соперника, который старается отправить тебя в нокдаун. Важно к этому готовиться уже на тренировке. Существует множество различных техник, направленных на подготовку вестибулярного аппарата, начиная с простейших кувырков. Наилучшая тренировка в этом плане была не у боксеров, а у советских космонавтов.

— Что надо предпринять, чтобы избавиться от мандража перед поединком?

— Это должно стать результатом подготовки с грамотным тренером. Мне повезло с тренером Юрием Александровичем Холодом, которого многие знают в Новороссийске. Он находил какие-то простые и доступные слова, которые помогали снимать напряжение перед боем. Но, с другой стороны, если тебя хоть немножко не «колотит» перед выходом на ринг, то это даже плохо.

— Любое единоборство подразумевает воспитание характера бойца у спортсмена. Как этого добиться?

— Я начал заниматься боксом в 11 лет. Большая роль в воспитании спортсмена отведена его тренеру. Именно с его участием развиваются полезные качества. Но вот, скажем, в семь лет приводить ребенка на бокс — это рано, и не нужно ему самому. Юному спортсмену покажется в таком возрасте все скучно и неинтересно, ведь тренировка – это множественные повторения одних и тех же упражнений каждый день.

— У тебя самого есть любимые «фишки» на ринге?

— Я не злодей, но очень обожаю удар по печени. Если ты пробиваешь соперника таким ударом, это приближает тебя к победе. Во многих боях мне удавалось реализовывать свою «коронку».

— Трудно ли психологически переходить в новую весовую категорию?

— Это тяжелый процесс для любого спортсмена. Особенно в такой стране, как Россия. У нас огромная конкуренция в боксе. В новом весе тебя никто не ждет с распростертыми объятиями, все придется доказывать по-новому. Порой крайне трудно выдержать конкуренцию, где уже есть свои первые, вторые и третьи номера рейтинга. Просто так свое место никто не отдаст.

— Настроение боксера влияет на результат?

— На ринг надо выходить не самоуверенным, а просто уверенным в своих силах. Но есть, на удивление, прямо-таки суеверные люди, которые не так забинтуют руку перед поединком и считают, что это — верная примета слабого выступления. Я вместе с тренером занимался выработкой того, как следует себя вести, настраиваясь на бой, делая акцент на том, что может отвлечь, и уделяя внимание позитивным моментам. Тут от тренера можно получить «кнута» для настройки.

— Что может отпугнуть новичка от бокса?

— Увы, многое наводит на печальные размышления. Половина детей, которые приходят на тренировки, серьезно больны или имеют какие-то отклонения. Если из 15 новичков 2 нормальных здоровых парня, то это уже будет хорошо. Мне нравятся те дети, которые сами хотят чего-то добиться, но таких – единицы. Я как-то спросил на тренировке: в какие они игры играют? Получил в ответ совсем не то, что предполагал: вместо «догонялок», «казаков-разбойников» все стали говорить про компьютерные гонки, «стрелялки» и тому подобный досуг. Мои ровесники в свои 11 лет могли по Москве, если отпускал тренер, целый день бродить, а сейчас один не может в этом возрасте шнурки завязать, а другой путает лево и право.

— Как поступать в том случае, когда отец хочет отдать сына на бокс, а сын нет, или наоборот?

— Наверное, чемпиона из такого парня не получится, но его еще можно сделать физически крепким человеком. Юному спортсмену придется самому решать для себя множество задачек: к примеру, как вести себя в новом коллективе, готов ли он регулярно посещать спортивный зал.

— Что говорят боксеры друг другу после проведенного боя?

— У меня очень много друзей среди тех, с которыми я когда-то встречался на ринге. Бывало и так, что носы разбивали друг другу, но это все на ринге, а вне его мы можем крепко дружить, ведь все мы – члены большого боксерского братства.