Межрегиональный проект «Золотое кольцо Боспорского царства», объединивший Кубань, Крым и низовья Дона, за короткое время стал туристической жемчужиной.

     Идея озвучена в Керчи

Мы решили напомнить, что сама идея такого проекта принадлежит научному сотруднику Новороссийского исторического музея-заповедника, кандидату культурологии Льву Степко. Впервые о нем новороссийский ученый рассказал на VI Всероссийской научно-практической конференции, прошедшей в конце февраля 2018 года в Керчи в рамках «Военно-исторических чтений».

В принятых решениях по итогам конференции отмечалось, что «в связи с завершением в 2019 году строительства Крымского моста необходимо создать современный туристический проект «Золотое кольцо Боспора». Для этого необходимо создать рабочую группу для разработки программы проекта, после чего туристам будут предложены яхтенный, железнодорожный или автобусный маршруты».

Прошло чуть больше месяца, и вопрос по «Золотому кольцу Боспора» был рассмотрен на заседании комиссии по развитию туризма регионального отделения Русского географического общества в Краснодаре.

Уже на следующем этапе проект был поддержан главами регионов Краснодарского края и Республики Крым.

     О чем поведали крепости

Среди научных предпочтений Льва Степко – история крепостей Причерноморья. В его вышедшей недавно книге «Кордонная стратегия. Кавказ, век девятнадцатый» рассказано о роли отечественного инженерного искусства в освоении Россией в XIX веке Причерноморья Кавказа. О реализации этой стратегии автор рассказал на примере Новороссийского укрепления в составе крепостей первого отделения Черноморской береговой линии.

По данным новороссийского историка, на территории полуострова Абрау, в состав которого входит Новороссийск, насчитывается три десятка крепостей и укреплений, многие из которых появились здесь еще во времена Боспорского царства. В числе самых это Бата, крепости в районе Кабардинки, станиц Раевской и Натухаевской.

— Большой материал наработан по нашему региону эпохи Боспорского царства археологами Российской академии наук, — добавляет Лев Александрович. – Один из уникальных объектов – девятибашенное Раевское городище. А вот где находилась Бата — ученые еще не пришли к единому мнению. Среди основных существующих версий — Бата находилась на территории  современного Новороссийска и давно уже застроена. В некоторых работах можно найти предположения о том, что Бата могла находиться в Цемесской долине, либо в районе Мысхако.

     За историю царства ратовали и раньше

Впрочем, историки и ранее обращали внимание на существовавший интерес к Новороссийску как к самой крайней юго-восточной окраине Боспорского царства. Вот что говорил на открытии музея в Новороссийске в 1916 году вице-губернатор Черноморья Леонид Сенько-Поповский: «Мягкие, колоритные тона долин и цепей гор калейдоскопически сменяются резкими картинами ущелий, полных диких страстей бушующих рек, и, наконец, широкий, безбрежный, изумрудный горизонт Понта Эвксинского создает чудесный уголок, достойный страниц восточной сказки. Принимая во внимание все эти ценности края, нетрудно понять, почему Черноморское побережье Кавказа было на протяжении всей исторической жизни народов постоянной ареной их упорных битв об отстаивании и укреплении за собой чудесного места».

В путеводителе Ф. Доброхотова «Черноморское побережье Кавказа», выпущенном в 1916 году, можно встретить такие строки: «С Гудзевой горы открывается широчайший вид на все стороны: видны Геленджикский залив, Керченский пролив, на юге, сквозь ущелья гор, виднеется открытое море, а на севере – Кубанская область, станицы Раевская, Николаевская и Неберджаевская, город Анапа и большая площадь Анапской степи. У подножия горы – долины реки Цемес, Озерейка, Абрау-Дюрсо и весь Новороссийск с бухтой». Фактически популяризатор туризма еще более ста лет тому назад обозначил место, где стоит побывать тому, кто интересуется историей целого региона, входившего в состав Боспорского царства.

     Античное наследие Абрау

Характеристика античного периода полуострова Абрау и юго-восточной периферии Боспорского царства дана в третьем томе академического издания «Античное наследие Кубани».

По мнению ученых, существовавшие природно-географические условия способствовали изоляции населения этого региона как со стороны моря, так и суши. Многие археологические свидетельства указывают на длительное пребывание здесь выходцев из городов Боспорского государства.

С пребыванием греков на новороссийской земле связано небольшое поселение Балка, в котором засвидетельствованы следы каменного домостроительства. На берегах Цемесской бухты достоверные данные о греческих поселениях отсутствуют. Известный археолог Н. Онайко считала, что остатки Баты были забетонированы при строительстве новороссийского порта. А вот об использовании греками Цемесской бухты свидетельствуют находки античных якорей и амфор на дне бухты, в районе Шесхариса. Исследователи делают выводы, что греческое поселение на берегах Цемесской бухты имело небольшие размеры.

На полуострове Абрау Боспорская колонизация происходила в начале IV века до н.э., когда шло объединение центров азиатского и европейского Боспора в единое государство.

Благодаря неустанным поискам ученых-археологов Ю. Виноградова, О. Вязковой, А. Гея, А. Дмитриева, А. Малышева, Н. Онайко и других на полуострове Абрау было выявлено около двух десятков укрепленных башен-усадеб. Укрепленные пункты появлялись в местах, имевших стратегическое значение, – Гудзева гора, Дубки, Сапун, Лиманчик, Пивни и др.

     Слово археологов

Свою историю имеет большинство раскопок археологов. Например, поселение Мысхако выявилось в ходе разведок Н. Онайко в 1966 году. При дальнейших раскопках удалось получить данные о существовании здесь античного поселения в I веке н.э. Кроме того, в нижней части культурного слоя обнаружены остатки поселка, датируемого V-IV тыс. до н.э. Поселение на Восточном холме Мысхако относят к разным историческим эпохам. Считается, что интенсивная строительная деятельность на окраине Боспорского царства могла произойти лишь при целенаправленной поддержке центральной власти, по всей видимости, при царе Асандре, который стремился обезопасить подступы к Горгиппии (ныне – Анапа). Все созданные укрепленные пункты являлись составными частями единой сигнально-сторожевой системы, объединявшей территории Боспора и сопредельные с ним районы.

В позднеэллинское время отмечено возрастание военно-стратегического значения Раевского городища, о чем свидетельствуют изменения в планировке.

Что касается укрепленного поселения Бата, то его основание определено торговой необходимостью. Материалы из раскопок поселений в районе Цемесской бухты позволяли судить о том, что экономика поселения была тесно связана с морскими промыслами. Приток населения сюда осуществлялся, скорее всего, морским путем. Несение службы в укреплениях и сторожевых башнях было возложено на военные отряды наемников-аспургиан, которые были выходцами из местной меото-сарматской среды. Находки из некрополей раннеримского времени в Цемесской долине, Широкой Балке, Южной Озереевке и Мысхако свидетельствуют о возрастании численности населения за счет мигрантов из внутренних районов Закубанья. Подъем региона произошел с конца I века до нашей эры. Основным источником дохода населения стало обслуживание оживленной навигации вдоль побережья, в том числе пиратство и существовавшее «береговое право».

Важная роль в этот период принадлежит Мысхакскому поселению. Его культурный слой насыщен обломками амфор и монетами боспорской чеканки. Данные находок археологов позволяют судить о том, что местные поселения пострадали от военного разгрома. С гибелью поселений Мысхако и Бата заканчивается эпоха стабильности на юго-восточной периферии Боспора.