Мы поговорили с новороссийским лидером движения по очищению моря от мусора Ольгой Важинской, чтобы понять, насколько природа нуждается в нашей помощи.

Дельфины открыли другой мир

     Такие  акции проходят под единым названием «Чистое Черное море». Волонтеры выходят сами и приглашают на уборку мусора всех неравнодушных. И, к чести новороссийцев, откликается немало народа. В этот раз убирали район комплекса «Малая Земля» (собачий пляж) и район дикого пляжа в селе Мысхако. На субботник вышли от мала до велика. Самой маленькой помощнице, Вике Толстеневой, всего 4 года.   

     Два года назад лидером этого движения,  неожиданно для себя,  стала волонтер центра «Дельфа» Ольга Важинская. А когда-то она вместе с дочерью пришла в центр, чтобы помогать дельфинам, которые в последнее время часто гибнут на Черноморском побережье.

Фото Ольги Жук

     — Дело в том, что моя дочь Ангелина занимается плаванием в ДЮСШ «Олимпиец». Тренировки  летом проходят на море, — рассказывает женщина. – И частенько ребята плывут в районе пляжа «Алексино» рядом с дельфинами.

     — Это просто потрясающие впечатления, — подхватывает нить разговора Ангелина. – Иногда дельфины плывут с нами рядом на расстоянии вытянутой руки. Мне не раз удавалось их погладить. Хотя, конечно, когда я так близко увидела их первый раз, то испугалась. Но потом поняла, что зря. Они всегда доброжелательно настроены, плывут рядом, как бы играя. Страх ушел, от этих встреч теперь только радость.    

     Именно после этого общения Ангелина решила записаться в «Дельфу», а мама ее поддержала. Вместе прошли курс интенсивного обучения по спасению дельфинов. Теперь знают, что и как делать в ситуациях, когда дельфин оказывается в беде.

     — Как правило, если горожане находят дельфина на берегу моря, то мы сразу об этом узнаем, — поясняет Ольга. – У нас установились связи с пограничниками, которые передают нам эту информацию, с «Безопасным городом», узнаем о таких случаях из соцсетей, либо люди звонят по горячей линии службы спасения «Дельфы». Максимально быстро волонтеры выезжают на место. Если дельфин мертвый, то в нашу задачу входит взять материалы для анализов и отправить их в лабораторию в Центр спасения дельфинов.  

     Самой Ольге уже не раз приходилось действовать именно так. К сожалению, количество погибающих дельфинов увеличивается. В этом году, начиная с 1 января, у волонтеров было 23 выезда на мертвых дельфинов. Каждый раз они берут анализы для исследований и выяснения причин смерти. Если же выясняется, что дельфин погиб от сетей или интоксикации, то отправляют эту информацию в природоохранную прокуратуру.

Но бывают и хорошие истории. Буквально месяц назад в Мысхако жители заметили, что в море вокруг ставников (браконьерских сетей) плавает дельфин, его поведение отличалось от обычного. Он был явно чем-то обеспокоен.

— Этот вид сетей очень опасен для дельфинов, — поясняет Ольга. – Сама сеть не доходит до дна, а крупные ячейки сделаны из лески. Контакт с такой сетью может быть смертельным для дельфина: он сразу в ней запутывается, леска впивается,  врезается в тело, и если дельфину удается выжить, то остаются серьезные порезы кожных покровов.

Две девушки, Юля и Галя, сразу же отправились на лодке к указанному месту. И обнаружили там двух дельфинов — один из них запутался в сетях, а второй плавал вокруг, но помочь собрату  ничем не мог. Волонтерам пришлось немало повозиться, чтобы освободить пленников. Но в итоге радостные животные  встретились  и уплыли в открытое море.   

— Конечно, в таких случаях мы невероятно радуемся, — с улыбкой говорит Ольга. – А вот когда видишь мертвого дельфина, сердце сжимается от боли. В этом году, к сожалению, смертность дельфинов на нашем побережье (Сочи, Геленджик, Анапа, Новороссийск) очень высокая. Уже погибло 370 дельфинов, и это на 80 больше, чем в прошлом году. Основная причина гибели – органические поражения печени, тяжелая  интоксикация, в том числе  нефтью. Можно сделать вывод, что черноморская морская вода уже серьезно отравлена химикатами и нефтью. 

     О результатах исследования Центр спасения дельфинов, конечно, извещает специализированные органы. Но такие исследования имеют накопительный эффект — пока говорить о каких-то результатах не приходится.   

     Мусор отравляет природу

     — Массовые субботники побережья (с участием и других наших прибрежных городов) проводятся «Дельфой» уже второй год. С прошлого года я стала координатором таких акций в Новороссийске, — продолжает разговор Ольга. – Уборка мусора – это тоже наш вклад в сохранение окружающего мира. Ведь пластик, который валяется на берегу и попадает в море, опасен не только тем, что его заглатывают птицы и обитатели моря. Дело в том, что он выделяет феноловые вещества, а они очень ядовиты и наносят непоправимый вред здоровью, вплоть до летального исхода. При этом разлагается пластик очень долго – до 500 лет.

     — Слышала, что вам удалось недавно своими силами убрать мусор из акватории бухты…

     — Еще в апреле этого года ребята заметили, что на набережной, неподалеку от морского вокзала, собралась куча мусора. По всей видимости, его заносит туда течением. При этом «мусорный остров» постоянно растет. Коллега, волонтер Анастасия Мороз, обращалась в различные контролирующие инстанции, но дело с мертвой точки не сдвинулось. Ответ обещают дать 13 августа, хотя сейчас мусор уже убран, но вновь собирается новый завал.

Кстати, «НР» опубликовал тогда взволнованное письмо девушки, которая пыталась решить проблему. На него, к сожалению, тоже никто не обратил внимания. В итоге волонтеры решили действовать сами. Но убрать кучу мусора оказалось не так-то легко.

     — Нас было немного, всего 5 человек, — рассказывает Ангелина. – Самым сложным было достать два тяжелых, разбухших от воды поддона. Мы с Валерой Гордиенко и Настей  Мороз нырнули  в воду, притащили по воде эти махины к  парапету. Они весили не меньше 150-200 кг каждый, поэтому маме пришлось просить прохожих помочь вытянуть их на набережную. Откликнулись двое мужчин.

Потом мы с Настей плавали и собирали мусор, а другие ребята доставали его большими сачками. В итоге собрали 8 огромных мешков. Чего там только не было! Лучше и не вспоминать.

     Кстати, волонтерам стоило немалых усилий получить разрешение на уборку мусора. Как оказалось, спускаться в воду в этом месте нельзя, как нельзя и подплывать к мусорному острову на лодке. Полиция запретила, так как акватория бухты принадлежит различным морским организациям. Решить проблему удалось, когда на руках были соответствующие документы от транспортной полиции и письмо отдела экологической безопасности Новороссийска. А их, в свою очередь, помогли оформить экологи Службы капитана морского порта Новороссийск.

     — Какие, на ваш взгляд, самые проблемные места в прибрежной зоне города?  

     — Мысхако, очистные за Алексино, мыс Долфин, «собачий пляж»  и многострадальная Суджукская лагуна. Люди бездумно бросают мусор на берегу: считают, что это в порядке вещей. Чего только не встретишь, работая на субботниках. Если вы думаете, что мы собираем только то, что остается от посиделок у моря, то ошибаетесь. Люди еще выбрасывают на берегу упаковки от техники, пенопласт, бумажные коробки, старую одежду, строительные отходы. Однажды мы нашли даже самогонный аппарат. Объяснить с точки зрения логики такое свинское поведение людей я не в силах. Но это факт.

За этот год  активной деятельности Ольга Важинская наладила контакты со многими работниками администрации. Без помощи властей не обойтись.

Так, специалисты администрации Южного района, отдела по курортам и туризму всегда откликаются на просьбы женщины о помощи. Волонтеры отправляют геолокацию, где стоят мешки с мусором. А специалист администрации, в свою очередь,  высылает машину, которая оперативно вывозит его из города. Или выделяет мешки и перчатки для сбора мусора.

Кстати, самая массовая акция по уборке прибрежной полосы была в октябре прошлого года в День Черного моря. Тогда собралось больше 140 человек. И результат был отличный: мусора убрали очень много, 161 мешок.

— Волонтерское движение – это хорошо, — рассуждает Ольга. — Но все-таки должны быть в городе структуры, которые бы отвечали за чистоту всего побережья и акватории. Эта работа должна быть системной, нужно, чтобы этот важный вопрос был на контроле у государства.

     Ну, а пока этого нет, хотелось бы, чтобы власти откликались с бОльшим энтузиазмом на наши предложения. Ведь мы стараемся не для себя, в конечном итоге – для всего города.  

     — Повлияло ли волонтерство на вашу семью?  

     — Теперь в моей жизни появилось ощущение ответственности не только за дочь, за себя и свою жизнь, но и за природу, которая нас окружает. Знания, которые я почерпнула в «Дельфе» и на субботниках, лишили меня спокойной жизни, добавили забот. Я не хочу мириться со свинством, к которому привыкли люди. И хочется, чтобы дети наши жили на море, а не в помойке.

Скорее всего, в становлении Ангелины есть существенная доля влияния этого движения. Ребенок, который убирает мусор на субботниках, никогда сам не кинет пластиковый стакан или обертку от шоколадки на землю. Он будет аккуратен и чистоплотен и во всем другом. А это уже элемент воспитания.

И, самое главное, ребята, которые участвуют в волонтерском движении, осознают свою ответственность и значимость совместных усилий. Эти  молодые люди  не будут  отсиживаться, ждать, что кто-то придет и все сделает за них. Думаю, именно такие  будущие взрослые  будут  заботиться  потом  о стране. И такие люди нужны ей.

Я советую семьям с детьми приобщаться к нашему движению. Ведь это развивает детей, учит их любить природу и находить между собой общий язык. Коммуникативные навыки в жизни всегда пригодятся. Ну и, конечно, общее дело всегда идет на пользу любой семье.

Как новороссийцам присоединиться к волонтерскому движению?

О субботниках, которые проходят в Новороссийске,  волонтеры сообщают в соцсетях: «Одноклассники», «Инстаграм». О массовых акциях сообщают на официальном сайте НКО «Центр спасения дельфинов «Дельфа». Все неравнодушные жители города могут присоединиться к этому движению, придя на очередной субботник и завязав контакты с волонтерами.