БОЛЬШИНСТВО его работ посвящено духовному наследию России, народному быту, сказочным и религиозным сюжетам. В них – душа автора.

– Евгений Сергеевич, вы сами как называете свой творческий стиль?

– Одним словом или емкой фразой сразу и не скажешь. Чаще всего в своей манере я вырезаю из дерева панно или, например, рамы для зеркал. Но к собственному стилю я бы отнес и сделанные мною декоративные ложки. Чтобы выйти на него, мне пришлось перелопатить множество литературы. Природа дает лишь кусок материала для будущей работы.

– По вашим работам можно определить место, о котором рассказано в сюжете?

– Именно место, которое можно найти на карте, – такого, конечно, нет. Но совершенно точно могу сказать, что все это – Русь, так как то, что имеется в сюжетах моих работ, есть только у нас.

– Какое дерево лучше всего подходит для ваших творений?

– Для меня лучше всего – липа, которую я считаю самой пластичной.

– Много ли времени уходит на создание одной работы?

– Больше всего времени затрачивается не на работу с инструментами, а на обдумывание сюжета, на поиск интересных деталей, которые нужно обязательно предусмотреть в будущем произведении. Редко, когда для этого достаточно всего одного эскиза. Чаще всего сюжетная проработка заключается в создании на первом этапе трех-четырех эскизов. Просто мне всегда хочется максимально выразиться в творчестве.

– Как происходит выбор темы вашей будущей работы?

– Это все приходит по наитию. Любой художник многие сюжеты находит на страницах книг, прочитанных произведений. Но на поиск темы порой уходит достаточно много времени.

– Как удалось выработать свой стиль?

– Все началось с изучения того, что уже было создано до меня. Я брал книги по искусству и по ним изучал приметы жизни на Руси – это и оружие, и убранство в избе, предметы быта, ритуалы. Старался все в себя впитывать.

– Ваши произведения – это полностью ручные работы?

– Абсолютно. Я точу только ножи или необходимый инструмент. Мне ведь тоже, как скульптору, приходится при работе отрезать все лишнее. Можно из куска дерева на станке выточить, предположим, тарелку, это не так сложно. Но произведением искусства она станет только после того, как художник украсит ее оригинальным орнаментом.

– Какую свою работу вы бы назвали наиболее близкой к идеалу?

– В этом плане меня по-настоящему тронула последняя выполненная работа – «Тихая небесная мудрость и светлая духовность святой Руси», которую я закончил в прошлом месяце. В первую очередь потому, что удалось в ней воплотить все свои задумки.

– Что у вас появляется раньше: сюжет или название?

– Оригинальным не буду – сюжет приходит раньше. Для меня причиной его появления может стать цитата из священной книги. Эта как раз та фраза, которая заставляет задуматься и, в конце концов, выразить ее в дереве.

– Деревянное панно – это совсем иное, чем, скажем, холст картины. Ошибку здесь не поправишь новым мазком кисти. Какова цена ошибки у вас?

– А у меня ошибок просто не бывает. Дело в том, что я все подобные проблемы решаю на стадии создания эскиза, где еще есть возможность что-либо менять и править. Идею должно проверить время. «Сырой» эскиз у меня может лежать и год, и два. Я начну резать только тогда, когда новые идеи в голову уже не приходят.

– Главные работы еще впереди?

– Да, пожалуй, что их еще будет много. Еще есть множество книг, которые постоянно подпитывают меня в творчестве – это Евангелие, Новый Завет, Библия… Это всегда настоящий и каждый раз неповторимый толчок в творчестве.

– Если приглядеться, то за каждым сюжетом может стоять какая-то конкретная история. У вас так бывает?

– У меня бывает, что понравившуюся мысль или сюжет я записываю, авось пригодится. А это порой становится необходимым совсем для иной работы, а не той, что задумывалась поначалу. Но, как автор, я многое мог бы вплести в основу своих таких работ, как «Спешите делать добрые дела» или «Россия расправит свои крылья». Просто в моем случае изображение всегда на первом месте.

– Вам необходимо вдохновение для работы?

– Без него никак нельзя, сам в этом убеждался не раз. Иногда режешь с утра до вечера, а под конец только обращаешь внимание на то, что затекли ноги.

– Можете повторить собственную работу?

– Да, такое порой случалось. Как-то пришлось подарить одну работу Станиславу Говорухину. Но эскизы-то у меня остались. И решил повторить, чтобы и у меня было это произведение.

– Что вас самого больше всего удивляет в жизни?

– Многое из того, что так или иначе связано с нашей духовностью. Я как-то размышлял над тем, кого бы я хотел увидеть в своей жизни. И пришел к выводу, что это Дева Мария и Христос.

– Что для вас стало самым важным событием в жизни?

– Встреча с моей женой. Человеком, который меня понимает.

– Какая для вас самая интересная книга, что вы держали в руках?

– До армии я зачитывался Достоевским, думал, что никогда не смогу насытиться им. А уже сравнительно недавно познакомился с книгой Дэна Брауна «Код да Винчи». И вспомнил тот свой период, когда я буквально вчитывался в каждое слово.