Выяснилось, что она представляет для многих недюжинный интерес
Из беседы водителей
«Такая ситуация, — пишет участник группы, — человек на авто случайно «притер» второго участника дорожного движения, двигаясь по односторонке в соседней полосе. Вмятин нет, царапина по кузову незначительная. Даже не заметил, что задел. Проходит пол-дня, ему звонят из ГАИ, обвиняют в ДТП. Пострадавший уехал с места ДТП и только спустя несколько часов обратился в ГАИ с записью видеорегистратора, чтобы по номеру авто найти владельца. Нашли. Теперь «виновнику» грозит лишение прав. Как доказать, что все произошло не умышленно и уехал потому, что не заметил проблемы?» — взывает о помощи автор этой истории.
«Насколько знаю, нет такого: не заметил. Пусть договаривается с потерпевшим и тот забирает заявление», — посоветовал ему знающий товарищ.
«Ребята, все это очень похоже на автоподставу, — комментирует еще один знаток, — поэтому берем срочно все записи с видеорегистратора, смотрим и советуемся с юристом».
Эта тема показалась интересной и корреспонденту «НР».
Насколько часто происходят в нашем городе подобные случаи? Возможно, мы имеем дело с новым явлением. Пообщавшись со знакомыми, я выяснила, что в похожие переделки в последнее время попадали многие. И не только в Новороссийске.
Надо ли бояться?
Понятно, что принять такой «звоночек» не особенно приятно. И первое, что испытывает водитель – шок!
Подробные разъяснения по теме «Встречной полосе» предоставил старший инспектор ДПС Отдельной роты ДПС ГИБДД УМВД РФ по г.Новороссийску Руфат Талыбов.
— Если человека вызвали в полицию, то не надо бояться этого визита, — разъяснил собеседник. – Самый верный шаг – прийти и разобраться. Если не сделать этого, водителя могут признать виновником ДТП. Суд рассмотрит дело в его отсутствие и примет процессуальное решение.
А вот когда водитель приехал, то мы назначаем экспертизу и разбираемся в ситуации.
Типичный пример. Водитель припарковал машину на ночь возле дома. Утром увидел царапину и вмятину. Тут он вспомнил, что вечером рядом стояла машина соседа. Обратился в полицию.
Мы вызываем этого соседа. Да, на его машине тоже есть царапина. Но это еще не значит, что повредил автомобиль пострадавшего именно он. Как выяснить истину? Ставим рядом обе машины. Царапины расходятся на 15 сантиметров по высоте. Тут «обвинитель», сам увидев это, начинает извиняться перед соседом. Дескать, прости, такой вот казус случился…
Участники эксперимента свободно разъезжаются по домам.
Поцарапал? Отвечай!
Другой вариант: царапины или вмятины совпали. Характер повреждений явно говорит сам за себя.
Тогда, как выяснила из рассказа старшего инспектора корреспондент «НР», участники разбирательства понимают, что машину потерпевшего явно «подрихтовали». И здесь тоже есть варианты развития событий.
Когда повреждения незначительные, «виновнику» можно поверить, что он и не заметил, как поцарапал чужое авто. Административное производство в отношении этого водителя прекращается. Ему выписывается штраф – полторы тысячи рублей. А пострадавший идет в свою страховую компанию.
Другое дело – если и у самого водителя на машине серьезные вмятины, и у потерпевшего – краска ободрана, зеркало снесено. Едва ли такого наезда человек не заметил.
Тогда уже он несет ответственность за то, что покинул место аварии. А это – административный арест на 15 суток либо лишение водительского удостоверения.
— А если виновник сам возмещает ущерб потерпевшему? – интересуюсь у собеседника.
— Суд обязательно примет это во внимание. И наказание будет мягче. Действительно, получается, что водитель свою вину осознал, посодействовал в ремонте. К такому подсудимому отнесутся снисходительнее.
— Предположим, что виновный в ДТП водитель не хочет оплачивать ремонт. Может ли пострадавший обратиться в страховую компанию?
— Может. Но если судом будет доказано, что виновник аварии уехал с места ДТП, то страховая компания вправе выставить регрессный иск водителю. И виновника обяжут покрывать ущерб.
— Как часто возникают подобные разбирательства среди водителей?
— В прошлом году официально зарегистрировано 818 таких случаев. Это что касается механических повреждений машин.
— Можно назвать эти конфликты автоподставой?
— Возможно, если один водитель требует возместить ущерб, не обращаясь в полицию, а другой может быть в этой ситуации вообще ни при чем.
— Откуда чаще всего в полицию поступают заявления от водителей?
— Как правило, из плотно заставленных машинами дворов. Где мало места, люди ищут парковку, и не всегда удачно паркуют автомобиль. Это дома «абвгдейки»по Анапскому шоссе. Также часто в сводках мелькает проспект Дзержинского 232, 230.
— А если в аварии пострадали люди?
— Тут все намного серьезнее — человек, находившийся за рулем, несет уже уголовную ответственность.
Самый яркий пример – мужчина на «Митсубиси» ночью сбил пешехода. Водитель с места происшествия скрылся. Он не придумал ничего лучше, как подняться в гору и возле одного из карьеров сжечь свой автомобиль. Однако один из свидетелей запомнил фрагмент номера иномарки, дал еще кое-какие показания. Так удалось вычислить хозяина. Ситуация осложнилась еще и тем, что потерпевший пешеход умер в больнице.
Как только мы вычислили подозреваемого, сразу наведались к нему. Он предстал перед нами не в лучшем виде: с царапинами на лице и на руках, что еще раз доказывало то, что именно он и был за рулем и порезался о стекла.
Водитель стал уверять нас, что его машину угнали, и он не знает, где она.
— Какие еще случаи бывали в вашей практике?
-Ситуации нередко похожи. Очень часто водители, которые сели за руль в пьяном виде, уезжают с места ДТП. А когда мы по горячим следам разыскиваем их, то они заверяют, что выпили уже дома. Ссылаются на то, что перенервничали и хотели расслабиться.
Такие водители обманывают сами себя. Оставление места ДТП уже приравнивается к тому, что человек находился в опьянении. И водителю грозит лишение прав в любом случае. А еще – и другие наказания.
Например, тот водитель «Митсубиси» оказался виновным и за заведомо ложный донос, и за то, что покинул место аварии, и за то, что оставил сбитого им человека в опасности.
— Могут ли водителя, случайно зацепившего чужое авто, не выпустить в поездку, которую он собрался, пока идет разбирательство?
— Только в том случае, когда в ДТП есть пострадавшие, нанесен ущерб здоровью людей.
Хочу напомнить всем: если мы приглашаем кого-топриехать в роту ДПС, что отмахиваться от таких просьб нельзя.
Некоторые заявляют: «Вам надо – вы и разбирайтесь». Но есть закон о полиции, где прописана ответственность за подобное пренебрежение.
Руфат Талыбов посоветовал горожанам не ввязываться в драки и разбирательства на дороге, не вымогать денег с предполагаемых виновников, а обращаться со своей проблемой в роту ДПС. Тел. 26-02-02
Фото: Отдел ГИБДД ( так выглядела машина, которую хозяин сжег сам)