Несмотря на установившуюся жару, занятия не отменяются. В армии пословица «Тяжело в учении, легко в бою!» всегда на устах командиров. На берегу нас встречает капитан Алексей Гузанов, командир первой зенитно-ракетной батареи.    

— Сегодня занятие по вождению боевых машин и преодолению водных преград, — рассказывает он. — Экипаж БТР ЗД должен научиться подготавливать машину для движения на плаву, выполнять операции по буксировке техники в случае, если одна из машин выйдет из строя или будет тонуть. Обучение сначала идет на суше, затем на воде. Видите буйки на озере? Нужно выполнить упражнение «Змейка», как и на курсах вождения автомобиля, только на воде. Потом зайти в тупик и выйти из него задним ходом.

Мы наблюдаем, как экипажи один за другим выполняют упражнения. Командиры переговариваются по рации, дают команды, оттачивая движения боевых машин. Несмотря на то, что восьмитонный БТР выглядит неповоротливым, двигается он неожиданно быстро. На полном ходу входит в воду, разбрасывая в разные стороны снопы брызг. Потом плывет 700 метров по озеру, а дальше выполняет необходимые элементы на суше. Возвращается на исходные позиции вновь по воде.  

Рядом на моторной лодке дежурят спасатели-водолазы в гидрокостюмах из инженерно-саперного батальона, они всегда на страже. Мало чего может приключиться на занятиях. Ведь в составах экипажа есть не только опытные контрактники, но и срочники. Неподалеку — машина медиков. Просимся с фотографом Ольгой Жук вместе с экипажем проплыть по воде.

— Сколько может БТР ЗД плыть по воде и в каких случаях может затонуть? – уточняю на всякий случай.

— Будет плыть, пока не закончится топливо. Скорость на плаву — 10 км/час. Не переживайте, случаев затопления у нас не было, — успокаивает капитан. 

— А какие сложности при управлении машиной в воде возникают?

— Главное, переключиться с двигателя на водометный движитель. У него сзади находятся вращающиеся лопасти. Изнутри движитель всасывает воздух, который выходит через вот эти трубы, — терпеливо и с улыбкой объясняет Гузанов. — Гусеницы в воде тоже вращаются. И вот таким образом машина плывет.

На нас надевают спасательные жилеты, бойцы по-джентельменски протягивают руки, чтобы мы забрались на машину. Первой поедет Ольга. Сначала по суше, потом по воде. Попав в БТР, она тут же выглядывает наружу – глотнуть свежего воздуха. Внутри нестерпимо жарко и пахнет топливом.

— Сколько там градусов? – интересуюсь у приветливого механика-водителя Александра Макарова.

— Не измерял, но доходит до 40-50 градусов.

— Как же вы в такой жаре? – искренне недоумеваю.

— Привычка, — улыбается парень. У Александра за плечами несколько лет контрактной службы. Он один из лучших водителей. Неисправность мотора слышит по звуку. Может собрать и разобрать его, если тот начинает барахлить. Называет свою мощную машину ласково «Катюша», говорит, она его понимает и еще ни разу не подводила.

Ольга отправляется в сплав, успевая попутно снимать. Рев мотора, куча брызг, аж мурашки по коже! Через 20 минут возвращается с противоположного берега.

— Все отлично! В БТРе можно проходить программу похудения! – со смехом резюмирует она. – Внутри машины очень жарко и тесно, каждый сантиметр используется по назначению. Удивительно, что бойцы в полной экипировке могут так быстро забираться в нее. Нужна тренировка и сила. 

Теперь моя очередь. Макаров уверенно переключает рычаги и двигается в воду. Я сижу на месте командира экипажа, а сам экипаж состоит из четырех человек. Машину водят только механики-водители и командиры отделения.

С высоты БТРа, при переходе с берега в воду, кажется, что вот-вот сейчас я полечу вниз головой. Однако машина, несмотря на крутость спуска, быстро и уверенно выравнивается и входит в воду. От борта в разные стороны идут большие волны, БТР погружается в воду и кажется, что одна из волн сейчас накроет и нас. Но машина выравнивается, ее ход плавный и приятный. Если бы не оглушительный рокот двигателя, то можно было представить, что это обычная поездка по озеру на моторной лодке. Несколько минут и мы на противоположном берегу. Ура! По суше мы едем недолго, но даже за это время успеваю понять: трясет – мама, не горюй.

— Как вы к такой тряске привыкали? – спрашиваю после поездки у срочника механика-водителя, который сегодня проходил обучение.

— С опытом понимаешь, как нужно держаться, чтобы позвоночник не испытывал сильных перегрузок. Трясет, конечно, но это не критично.

Парень уверен, что водить БТР несложно. Права на вождение автомобиля он получил еще до армии, а в учебке в Омске, где постигал азы вождения, быстро освоил боевую машину. Главное, чувствовать габариты и понимать, где идут гусеницы. На жару и холод (в Омске были минусовые температуры) не обращает внимания. Считает, что настоящий мужик к таким обстоятельствам должен быть приспособлен. На вопрос, нужно ли всем идти служить в армию, отвечает уверенно, что современным парням это необходимо. У самого за плечами уже есть высшее образование, но армия дала умение дисциплинировать себя, рассчитывать на свои силы и справляться с трудностями. А это как раз то, что и в повседневной жизни необходимо.

Несмотря на то, что за плечами парня небольшой срок службы, водит БТР он уже прилично. И может развивать скорость до 80 км/час. На полосе с препятствиями – до 40-50 км/час. Стоит отметить, что скоростные показатели механиков-водителей очень ценятся в боевых походах. Ведь порой от этой скорости может зависеть исход схватки. Эта машина предназначена для доставки десанта на место боя, а значит, поставленную задачу нужно выполнить в максимально короткие сроки.

Кстати, именно эти боевые машины могут десантироваться с самолетов прямо на поле боя.

—  Вот специальные крепления, которые дают возможность присоединить к машине средства десантирования, — парашютную систему, — поясняет заместитель командира по работе с личным составом 3-го гвардейского зенитного ракетного полка 7-й дивизии майор Антон Гаркавенко. —  У нас всего несколько подразделений, которые десантируются парашютным способом. Хочу подчеркнуть, что наша методика десантирования экипажа внутри боевых машин до сих пор неповторима. В армиях других стран при выбросе бронетехники с транспортных самолетов экипаж десантируется отдельно. И это намного увеличивает время приведения бронетранспортеров в боевую готовность. Мы же сразу можем приступить к боевым действиям после приземления.

А тем временем идет боевое дежурство на воде стрелков-зенитчиков. Звучит скучно, на самом деле интересно. На БТРе находится боец, который держит в руках переносной зенитно-ракетный комплекс «Игла». Стрелок-зенитчик с ПЗРК внимательно осматривает окрестности, он должен следить за условным противником, чтобы в случае необходимости быстро среагировать на возникающую опасность.

— ПЗРК «Игла» предназначена для поражения всех видов воздушных целей на высотах до 3,5 тысяч метров на дальность до 5 км, — поясняет капитан Гузанов.

— Вы сейчас и стрелять будете? – мы в предвкушении еще одного интересного действа.

— Нет, здесь стрелять из такого оружия нельзя — гражданские самолеты летают. Стрельбы из ПЗРК осуществляются на полигонах в Ейске и Капустин Яр, где проходят тактические учения. В конце каждого периода обучения (два раза в год) мы по полтора месяца проводим на полигонах для слаживания совместных действий всех подразделений.

Обучающее занятие незаметно подошло к концу. Бойцы возвращаются в часть, у них обед и дальнейшая служба по расписанию. А мы в редакцию – с массой впечатлений и уверенностью, что «броня крепка и танки наши быстры»!

Июль, 2018 г.