Император дал добро

Морская история Новороссийска тесно связана с историей кораблей и судов, чей путь завершился на дне Цемесской бухты.

Чаще всего они оказывались на дне моря из-за суровой погоды в районе Новороссийска, в результате военных действий, аварий и катастроф.

Известно, что один из основателей города — вице-адмирал Михаил Лазарев, будучи главным командиром Черноморского флота и портов, еще в 1837 году отправил в Санкт-Петербург начальнику Главного морского штаба рапорт, в котором просил ходатайствовать о разрешении выписать для нужд Черноморского флота из Англии «снаряд Дина» (вид водолазного скафандра). Разрешение на выписку «нырятельного скафандра» дал сам император Николай I.

Время первых потерь

Первая трагедия после основания города произошла в Цемесской бухте в ноябре 1839 года, когда в штормовую погоду свирепый норд-ост вышвырнул на берег, словно щепку, люгер «Геленджик».

Серьезная трагедия в Цемесской бухте произошла зимой 1847-1848 годов в результате обрушившегося на город ветра ураганной силы. Согласно материалам следственного дела, из-за крушения на Новороссийском рейде пострадали 6 парусных судов. Тот же Михаил Лазарев сообщал в письме капитану 2-го ранга В. Истомину, что «жестокий ураган выкинул на берег корвет «Пилад», бриг «Паламед», пароход «Боец» и транспорт «Гостагай», а тендер «Струя» затонул со всем экипажем, командиром и офицерами! Подобного ужасного случая никогда еще не было!» Стихия унесла жизни более 50 моряков.

Бора не щадила никого

В последующие десятилетия новороссийский ветер – страшная бора – еще не раз показывал свой характер, не жалея ни русские, ни иностранные суда. Сохранилась даже целая серия документальных фотографий и открыток конца XIX — начала XX веков, где все эти суда имеют довольно жалкий вид после удара стихии.

Ураганный ветер легко расправился в марте 1851 года с транспортом «Буг» и со шхуной «Ласточка». Мощная бора затопила в феврале 1864 года три азовских баркаса. В ноябре 1888 года бушевавшая стихия потопила баржу, выбросила на берег турецкое судно и, оторвав от причала, посадила на мель пароход «Эдинька».

Сильнейший норд-ост проверял на прочность город в декабре 1899 года. Погода была настолько суровой, что впервые после основания города замерзла акватория порта. При этом на берегу оказалось несколько парусных судов, греческий и английский пароходы были зажаты во льду, а большой по тем временам пароход «Игорь» Русского общества пароходства и торговли выбросило на сушу у городской набережной.

Братская могила Черноморского флота

Трагедия для всего Черноморского флота произошла в Цемесской бухте в июне 1918 года. В сложной международной обстановке, сложившейся после Брестского мира и в отсутствие единовластия на юге страны, было отправлено на дно более десятка кораблей Черноморского флота, а также транспортные суда Бельгии, Италии, Франции и Великобритании. Большинство кораблей и судов в дальнейшем были подняты со дна бухты и возвращены в строй. На сегодняшний день два корабля, чей подъем был признан нецелесообразным, все еще находятся на дне. Это линкор «Свободная Россия» (бывш. «Императрица Екатерина Великая») и миноносец «Громкий».

Погибали, но не сдавались

Наибольшее количество плавсредств оказалось затопленным в годы Великой Отечественной войны в период 1942-1943 годов. Многие из них связаны с транспортными перевозками на Малую Землю, рейсами по оказанию помощи осажденным Одессе и Севастополю, десантными операциями на Таманском и Керченском полуостровах.

Так, тральщик «КТЩ-605» Черноморского флота носил до марта 1942 года название «Новороссийск» и был рыболовецким сейнером. В феврале-марте 1943 года участвовал в перевозках на Малую Землю. Подорвался на мине 1 апреля 1943 года.

Известное моторное судно «Рица», совершившее 102 рейса на Малую Землю, в начале июня 1943 года было торпедировано в районе Архипо-Осиповки, при этом погибла большая часть экипажа.

Тральщик Т-511 Черноморского флота «Червонный казак» доставлял десант и боеприпасы на Малую Землю. 26 марта тральщик отправился из Геленджика к Мысхако. Разгрузившись, под утро он забрал раненых и местных жителей, всего около 600 человек. Отойдя от берега всего на пару миль, он подорвался на магнитной мине и через несколько минут пошел ко дну. Спасти удалось всего 125 человек. Сегодня на месте гибели тральщика на глубине 45 метров дайверами новороссийского клуба «Water Deep» установлена памятная табличка.

Транспорт «Фабрициус» в марте 1942 года во время перехода из Новороссийска в Камыш-Бурун был атакован авиацией противника и выбросился на мель в районе Большого Утриша. Но экипаж «Фабрициуса» не покинул судно и находился на борту до августа 1942 года.

После войны трагедии не прекратились

Очередную трагедию преподнесла бора в феврале 1976 года, когда из-за обморожения в Цемесской бухте затонули сразу три научно-исследовательских судна – «Академик Вавилов», «Адмирал Нахимов» и «Профессор Арнольди».

Страшная трагедия произошла в результате столкновения судов 31 августа 1986 года, после чего отправился на дно круизный пароход «Адмирал Нахимов». Катастрофа унесла жизни 423 человек.

Недобрую память оставил норд-ост в ноябре 1993 года. Тогда у пассажирского причала затонули суда на подводных крыльях, а у Суджукской косы на мели оказалось учебно-производственное судно Петербургской морской академии «Профессор Щеголев».

Сохраненная память

Существует несколько памятников на новороссийской земле, которые связаны с морскими трагедиями. В черте города находятся памятники и мемориальные объекты, посвященные затоплению кораблей Черноморского флота (1918), уничтоженному немецкой авиацией линкору «Ташкент» (1942), погибшим морякам сейнера «Уруп» (1953). Символический нос десантного корабля изображен на памятнике-ансамбле «Малая Земля» (1943). В Кабардинке установлен памятник погибшим при катастрофе «Адмирала Нахимова» (1986). Последним подобным объектом стало 110-мм артиллерийское орудие Б-24, поднятое в 2017 году с тральщика «Груз» (Т-403), затопленного во время боев за Новороссийск. Оно недавно установлено на набережной города, рядом с памятником Неизвестному матросу.