С такой инициативой недавно выступил руководитель Севастопольской историко-культурной просветительской ассоциации «Морское собрание», капитан 2-го ранга Владимир Стефановский. По его мнению, находясь в Новороссийске, крейсер пребывает на задворках истории, а не на своем законном месте – в главной базе флота, где прослужил около полувека.

Напомним, что в 1998 году решением председателя Совета министров РФ Евгения Примакова крейсер «Михаил Кутузов» был спасен от утилизации, приобрел статус корабля-музея и в 2001 году отведен в Новороссийск.

При этом крейсер является памятником мировой истории, включен в реестр ЮНЕСКО и стал музейным центром регионального значения.

О развернувшейся «борьбе за крейсер» знают все, кто хоть как-то может повлиять на судьбу корабля, – от региональных властей до командования флотом и Министерства обороны. Теперь задействована и еще одна инстанция – Президент РФ Владимир Путин, к которому группа севастопольцев обратилась за поддержкой.

Как считает председатель севастопольского «Морского собрания», крейсер для новороссийцев – лишь красивая игрушка, медаль с чужой груди.

Текст письма Президенту Владимир Стефановский заканчивает такими словами: «Установленный у входных ворот города крейсер «Михаил Кутузов» стал бы символом великой морской державы, историческим символом Русского флота, хранителем памяти русских флотоводцев, знаком признательности создателю флота России Петру I. Вопрос этот требует государственного урегулирования, и мы уверены, что независимо от затрат и проблем он будет решен, и символ великой морской державы – крейсер «Михаил Кутузов» – утвердится в городе русской славы Севастополе…».

Недавно на одном российском сервисе был проведен опрос: какой самый интересный морской музей России? Большинство россиян первое место отдало Военно-историческому музею Черноморского флота в Севастополе, на втором месте расположился Центральный военно-морской музей в Санкт-Петербурге, а на третьем — крейсер боевой славы «Михаил Кутузов». Кстати, согласно приказу министра обороны РФ, с 2012 года крейсер включен в штат Центрального военно-морского музея.

Судьба крейсера волнует ветеранов флота не только Севастополя, но и Новороссийска, где корабль уже успел стать одним из самых ярких символов города. Для прояснения ситуации с кораблем-музеем мы обратились к руководителю творческого объединения «Маринист», которое было создано на борту «Михаила Кутузова», заслуженному учителю России Виктору Пахомову.

– Виктор Борисович, уже не первый раз из Севастополя доносятся призывы вернуть им крейсер. Почему проявляется такой интерес к кораблю, который уже два десятилетия находится в Новороссийске в качестве мемориального объекта?

– На мой взгляд, инициатор всех этих обращений просто пиарит себя, для чего и эксплуатирует эту стезю. За высокопарными фразами не просматривается никакой технической возможности для такого решения на сегодняшний день. Стефановский просто не думает ни о каких последствиях. Это типаж такого человека, который еще Николай Гоголь вывел в своем бессмертном «Ревизоре» в образе Бобчинского и Добчинского.

– Разве крейсер не имеет никакого отношения к новороссийской истории?

– Всем известно, что на крейсере в 1958 году в Новороссийск из Севастополя был доставлен Огонь вечной славы, а Новороссийск долгие годы шефствовал над кораблем, который совершал неоднократные заходы в наш порт.

– Новороссийцы уверены, что именно благодаря их городу корабль и удалось сохранить, ведь, останься «Михаил Кутузов» на Украине, он, скорее всего, давно уже был бы порезан на металл.

– В свое время ситуация с кораблем действительно решалась на самом верху, но в его судьбе весьма деятельное участие приняли командир Новороссийской военно-морской базы, вице-адмирал Евгений Орлов, глава Новороссийска Валерий Прохоренко и губернатор Краснодарского края Николай Кондратенко. Новороссийск очень подходит для подобного музейного объекта: у нас есть несколько мест, где его разместить. Хотя, на мой взгляд, его нынешнее местоположение у морского вокзала очень удачно со всех точек зрения. Что касается самого крейсера как мемориального объекта, то на сегодняшний день это крупнейший подобный корабль в Восточном полушарии.

– В военно-исторической судьбе Новороссийск еще с XIX века в одной связке с Севастополем, и, по-моему, он никогда не претендовал на то, чтобы затмить славу главной базы Черноморского флота. В Севастополе разве нет кораблей, которые могли бы стать историческим символом города?

– Конечно, есть. Но крейсеров проекта 68-бис, к которому принадлежит «Михаил Кутузов», нет.  А желание заполучить его связано с тем, что при создании этого типа кораблей было применено много технических и технологических новинок, и он не зря считается вершиной корабельной архитектуры, признанной во всем мире. Всего было построено 14 таких кораблей. Кроме «Кутузова», корабли этого проекта носили и другие, не менее прославленные имена – «Александр Невский», «Адмирал Нахимов», «Адмирал Ушаков», «Адмирал Лазарев», «Александр Суворов», «Адмирал Сенявин». Эти корабли были утилизированы еще в ХХ веке.

Увы, в нашей стране до сих пор нет практики сохранения действительно уникальных кораблей и судов. Очень многие из них имели отношение к Севастополю, и корабли со славной военной историей – «Красный Крым», «Красный Кавказ», «Ворошилов» и некоторые другие, ковавшие победу на Черном море, закончили свой путь в качестве надводной мишени для очередных ракетных стрельб.

Мы сами отказались от такой «живой» военной истории, не сохранив практически ни одного корабля Черноморского флота времен Великой Отечественной войны. И такая ситуация ведь не только с надводными кораблями, в числе которых утилизированы легендарные гвардейские крейсеры, но и с подводными лодками, принимавшими участие в боевых действиях флота.

«Наезд» Стефановского – не новое явление для общественности нашего города-героя. Я не знаю ни одного новороссийца – ветерана ВМФ, который бы высказался в его поддержку. Мнение одно: «Михаилу Кутузову» – место в нашей Цемесской бухте!

В ближайших планах, как стало известно корреспонденту, провести масштабный ремонт крейсера на Новороссийском судоремонтном заводе. При этом заведующий кораблем-музеем, капитан 2-го ранга Сергей Назаров отмечает, что полномасштабная реставрация будет состоять из двух этапов – за доковым ремонтом последует ремонт надстроек и палубы. Решение о проведении такой реконструкции было принято еще пять лет назад, в августе 2015 года. На корабле разработана большая программа по музеефикации объекта, основная часть которой начнется после завершения докования.