Петр Михайлович почему-то считает, что этот конкурс юбилейный. Может быть, потому, что становление он уже прошел и теперь, как пишут профессионалы в сетях, «он весьма в авторитете в токарной среде».

— Срок небольшой, согласен, но мы за это время смогли объединить участников не только в Интернете, но и в реальных выставках. Вот и сейчас, в непростых условиях, мы провели большую работу, благодаря спонсорам наполнили призовой фонд. Он в этом году 100 тысяч рублей (кстати, сам Московцев в призовом этапе конкурса не участвует). Но это не главное, главное – это мастера, для которых токарное творчество – состояние души.

Первый раз конкурс миниатюр прошел в 2018 году. В достаточно узком кругу. А вот уже на прошлогодний прислали больше 100 работ. Третий уже с полным правом назвали Всероссийским. Но Петр Михайлович продолжает сомневаться, каждый конкурс он начинает, не зная, чем вся эта затея закончится, готовясь к провалу, говорит он.

— Мы делали и делаем ставку на начинающих мастеров из провинции, — рассказывает Петр Михайлович. – И работы выставляли люди из деревень, поселков городского типа со всей страны. К примеру, были конкурсанты из Биробиджана и Архангельска! Это и понятно, большинство авторов не знает, где выставлять свои работы. В прошлом году в конкурсе участвовали даже три женщины. Нет, я не сказал бы, что «женская рука» чем-то отличается. Были и два новороссийских автора, хорошие мастера – Максим Бахтинов и Эльдар Зейтуллаев. Максим больше любит природные формы, Эльдар делает интерьерные вещи, просто и стильно.

Из знаменитых мастеров на конкурсы токарной миниатюры пока никто не выставлялся. Думаю, тут дело в определенных опасениях за репутацию. Что если работы в ходе народного и профессионального голосования (а работы выставлены анонимно) не поднимутся до тех высот, к которым привык. А рисковать-то страшновато!

В этом году правила конкурса несколько изменились. Петр Михайлович в ответ на просьбы коллег увеличил «рост» миниатюры. Выточить изделие высотой 12 сантиметров под силу не каждому мастеру, поэтому сейчас принимаются фигуры 20-25 сантиметров.

Петр Михайлович признается, что тяготеет к классическим формам.

– Даже если хочу сделать какой-то ремейк на изделие другого направления, оказывается, что получилась классика.

В коллекции Петра Михайловича работы в основном из местного дерева. Из дуба, бука, плодовых деревьев, из «вонючки» — дерева, которое в Новороссийске растет в каждой подворотне, получаются очень красивые вещи. Изумительные шкатулки, вазочки, чаши, подсвечники Петра Михайловича восхищают посетителей выставок-ярмарок, но далеко не всегда находят покупателей.

— На произведение искусства находится редкий покупатель. Вот тарелочку самую простую – купят.

— А если сравнять цены на «тарелочку» и произведение искусства, что покупатель выберет?

— В любом случае возьмут тарелочку. Вот я вам анекдот из своей жизни расскажу. Сделал я из вишни приятную штучку, приятного розовато-красного цвета, сделана идеально. Продал за 400 рублей. Потом как-то товарищ показывает мне одну вещь, купил, говорит, на блошином рынке. Показалась чем-то знакомой. Переворачиваю — точно, стоит мое клеймо. За сколько купил, спрашиваю. За 20 рублей! Красота все дальше и дальше от нас уходит…

Тем не менее много красивых работ поклонники токарного искусства смогут увидеть в группе конкурса «ВКонтакте». Его итоги подведут в декабре.

Фоторепортаж Ольги Жук