Рано? Крайне рано. Почему же такое могло произойти в благополучной семье?

«НР» поговорил с Асмик Агаджанян, врачом акушером-гинекологом, детским гинекологом больницы №4 Новороссийска, о половом воспитании. Редкий родитель действительно задумывается о том, что это — серьезный вопрос, требующий кропотливого вмешательства взрослых. А не топорных разговоров с уже взрослым ребенком, когда и говорить-то уже поздно. 

фото предоставлено героиней публикации

1. Когда родителям надо говорить с детьми о физиологии мальчика и девочки?

Половое воспитание должно начинаться с раннего детства. В возрасте 13-15 лет у подростков (у девочек на 1-2 года раньше) происходит половое созревание, и именно к этому периоду у них должно быть достаточно точное представление об анатомии половых органов, о размножении, беременности, родах.

Важной задачей полового воспитания является выработка правил поведения с представителями противоположного пола. В отношениях со всеми лицами мужского пола девушка обязана помнить о своем исключительном положении в природе. Она должна оставаться (или становиться) женственной, красивой, слабой. Она должна знать и помнить, что высшее предназначение в жизни – рождение себе подобного, продолжение рода. Важно также воспитание целомудренности помыслов, отношений, встреч. Чтобы ни у друга, ни у приятеля, ни тем более у первого встречного не возникло и мысли о том, что с данной девушкой ему будет легко добиться интимной близости. Часто неправильное поведение девушек приводит к серьезным психическим травмам, изнасилованиям и другим бедам.

2. Как правильно говорить на тему, которой традиционно стесняются даже взрослые?

Подростковый возраст называют гиперсексуальным, именно в этот период значимость сексуальных отношений особенно высока. А вот вопросы на эту тему задают, как правило, маленькие дети, подростки же вопросов практически не задают. Мальчики на эту тему с отцами стесняются разговаривать, а девочки с матерями. Чаще они обращаются к «старшим товарищам» или сверстникам, к Интернету. Но их представления бывают искаженными. Поэтому очень важно родителям не упустить тот период, когда вы можете спокойно донести до ребенка важную информацию и будете при этом услышаны.

Важно понимать, что подростковый период – наиболее трудный для детей в эмоциональном плане. Наступает так называемая потеря равновесия из-за перестройки гормональной системы, разницы в темпах физического, духовного развития и степени социальной зрелости, самостоятельности подростка.

Нервная система у подростков весьма ранима, она не терпит грубого вмешательства, неуважительного отношения к внутреннему миру и переживаниям. Нельзя сводить половое воспитание к мелочной опеке, ограничиваться подробными расспросами и категорическими унижениями. В этот период недостаточно поверхностных советов о том, как поступать в том или ином случае. Лучше всего попытаться так повести беседу, чтобы к нужному выводу подросток пришел сам.

Поэтому более правильно половое воспитание вести не путем назидательных бесед с детьми, а привлекать ребенка к житейским, семейным делам. Если родители вместе с детьми планируют и проводят свой досуг, если дети постоянно видят согласие и дружбу между родителями, то это и есть лучшая форма решения на практике вопросов полового воспитания ребенка.

3. Когда надо начинать посещать гинеколога?

С рождения. Для каждого возрастного периода характерны свои виды нарушений в репродуктивной системе. Для периодов младенчества и детства характерны болезни мочеполовой системы, вульвиты и вульвовагиниты, синехии малых половых губ, нарушения полового развития, травмы половых органов, врожденные пороки развития мочеполовой системы.

Начало пубертатного периода (10–13) лет – важный этап в формировании репродуктивной системы будущей женщины-матери. Чем раньше выявлены отклонения в половом развитии девочки, тем легче провести коррекцию нарушений и предотвратить формирование хронической патологии репродуктивной системы. Наличие хронических соматических заболеваний  у девочки оказывает неблагоприятное влияние на течение пубертатного периода и формирование ее репродуктивной системы.

В старшей группе у девочек могут наблюдаться задержка полового развития, нарушение менструальной функции, воспалительные заболевания половых органов, опухоли гениталий, заболевания молочных желез, инфекции, передаваемые преимущественно половым путем, беременности и аборты.

Поэтому обязательно проведение планового профосмотра у врача — детского гинеколога при рождении, в 3 года, 7 лет, 11-12 лет, в 14 лет и далее ежегодно.

Кроме того, ежегодным  гинекологическим профосмотрам подлежат девочки, имеющие экстрагенитальные заболевания и состоящие на диспансерном учете у педиатров, т.к. наличие соматической патологии всегда ведет к нарушениям в репродуктивной системе. То есть любые хронические заболевания могут повлиять на развитие той функции организма, которая отвечает за будущее материнство.

4. В каком возрасте чаще всего начинается первая менструация?

Действительно, у девочек нынешнего поколения менструации  начинаются несколько раньше, чем у их мам, бабушек, прабабушек. Теперь нормой считается возраст от 11 до 14 лет. В большинстве случаев они начинаются в 12-13, хотя возможны и отклонения.

К этому периоду важно объяснить ребенку об этом физиологическом процессе. И подготовить все необходимые гигиенические средства, чтобы ребенок знал, что делать.

5. Как ранняя беременность может повлиять и на ребенка, которого вынашивает слишком молодая мама, и на развитие подросткового организма?

В раннем подростковом периоде организм девочек все еще растет, и размеры таза не достигают размеров таза взрослых женщин. Вследствие этого велика вероятность нарушения нормальной родовой деятельности. При вынашивании беременности растут потребности в питательных веществах, что, в свою очередь, может привести к замедлению роста девочки.

Наконец, даже если беременная девочка-подросток физически готова к беременности, ей чаще всего не хватает социальной и эмоциональной зрелости. Нередко у юной матери возникает негативное отношение к будущему ребенку, она отказывается от грудного вскармливания своего младенца и не может обеспечить ему должный уход.

Поэтому беременность и роды у женщин до 18–20 лет чаще протекают с такими осложнениями, как ранние, так и поздние гестозы, невынашивание беременности, угроза самопроизвольного прерывания беременности (выкидыша), нарушение сократительной способности матки во время родов, рождение маловесных детей, гипоксия плода во время беременности и родов. Осложненное течение родов встречается у большинства юных рожениц.

Дети, рожденные матерями подросткового возраста, с большей вероятностью имеют низкую массу тела при рождении, чаще испытывают проблемы со здоровьем, часто отмечается задержка по возрасту в развитии психомоторных навыков, высокий уровень заболеваний центральной нервной системы.

6. Оптимальный возраст для начала половой жизни?

Оптимальным возрастом для начала половой жизни считается 18-19 лет. Ранние половые отношения негативно влияют на молодой несформированный организм. Причиной этого часто является то, что молодые люди не всегда имеют правильную информацию о нежелательной беременности и о методах контрацепции.

Вступление в половые отношения в подростковом возрасте чаще всего приводит:

— к ранней беременности, которая чаще всего заканчивается абортом со всеми его негативными последствиями;

— к нежелательным бракам;

— к воспалительным заболеваниям половых путей и опасности заражения болезнями, передающимися половым путем;

— к бесплодию;

— к нарушению гормональной регуляции репродуктивной системы;

— к социальным сложностям.