Подальше от цивилизации

Корреспонденты «НР» поехали в гости к производителям сладкого лакомства. Больше фото здесь.

«В экую глушь нас сегодня занесло», — думала я, трясясь десяток километров в горы по грунтовой дороге от поворота на станицу Неберджаевскую. Наш конечный пункт – небольшой хуторок на несколько дворов с чудным названием Гапоновский. Здесь новороссийские пчеловоды выкупили в собственность больше гектара земли, создав поселение пасечников.

Фото Ольги Жук

— Место здесь уникальное, — рассказывает мне наш провожатый, председатель новороссийского общества пчеловодов Николай Стуконог, уговоривший нас на эту романтическую экспедицию. – Далеко от цивилизации и федеральных трасс, здесь практически не бывает сильного ветра, который не выносят пчелы. Поля практически не используются для сельского хозяйства, а значит, нет никакой химии. Текут родники с чистой водой, и потрясающее лесное разнотравье, которое и дает весеннее развитие для пчелиных семей, – шалфей, синяк, донник, чабрец, многочисленные бобовые, бузина, ежевика, лиана. А сейчас цветут такие щедрые медоносы, как клен, боярышник, ива, липа.

И правда, я кручу головой влево-вправо, удивляясь, какие здесь роскошные буковые и дубовые леса.

Поселение расположилось в лесу вдоль реки, питающей серебряной водой ту самую, знаменитую «Святую ручку», которая находится недалеко, за горой. Нас встречают три пчеловода, которые стали счастливыми обладателями гектара с лишним, – Алексей Алябьев, Александр Попов и Андрей Агарков.

Почему пчеловоды покидают город

Алябьев, показывая свое пчелиное хозяйство, объясняет, почему пришлось уезжать из города: законодательство изменилось, и теперь просто так встать в лесу с пасекой невозможно. Нужно брать землю в аренду. Так как это хлопотное и недешевое удовольствие, пчеловоды объединились и стали искать свободные земли близ Новороссийска. Нашли в этом живописном месте.

Мы осматриваем поляну, где расположились фургоны с пчелиными семействами. Вокруг – плотный высокий лес. Рядом — речка. Ребята пьют воду прямо из этого водоема. Пока заваривается для гостей чай, пчеловоды рассказывают об уникальности этого, 2020 года.

Майского меда не будет!

А в этом году впервые за десятилетия пчеловоды не смогли взять первый майский мед. Из-за низких температур весной и в первый летний месяц растения просто не выделили нектар, а голодных пчел пришлось докармливать кормовым медом. Алябьев констатирует: привес меда пошел только в конце июня. Андрей Агарков в доказательство сказанному приносит соторамку, она полна только наполовину. Нас угощают первым медом из разнотравья хутора Гапоновского. Скажу честно: такого меда я не пробовала очень давно — он оставляет во рту яркий вкус мяты.

Николай Стуконог поясняет, что это, возможно, из–за уникального цветочного букета хутора Гапоновского. Председатель общества поддерживает коллегу: год действительно необычный, сложный. Сначала пчеловоды испытали шок, когда весной ввели в крае и в стране карантин. Около сотни пчелиных семей в станицах Раевской и Натухаевской погибли из-за того, что пчеловоды–любители просто не успели вовремя прибыть к своему хозяйству, ожидая смягчения по карантину.

 Прогнозы на урожай

 Слава богу, что управление сельского хозяйства Новороссийска пошло навстречу членам городского общества пчеловодов, посодействовав с получением пропусков на перемещение по краю. И производители успели выехать со своими пасеками из города в поисках разнотравья и весеннего развития. Часть новороссийцев поспешила на опыление яблоневых, грушевых и алычовых садов в Славянск–на-Кубани, в Крымский и Абинский районы, кто-то рванул за липовым цветом под Геленджик, кто-то поехал на акацию в Ейский, Кореновский, Тимашевский, Щербиновский, Мостовской районы края.

— В этом году акации очень мало из-за холодной весны. В некоторых районах были заморозки и ни капли осадков. Нектар выделился очень слабо, и пчеловоды собрали акациевого меда в 5-6 раз меньше, чем обычно. Поэтому акациевый мед подорожает процентов на 20-30, — делает прогноз на урожай Николай Михайлович. – Зато хороший урожай каштанового меда будет в Туапсинском районе, куда тоже поехали наши. Двое новороссийских пчеловодов выехали в Пензенскую и Тамбовскую области на липу – ее только начинают качать, а потом поедут в Орловскую область на гречку. Гречишного меда тоже обещают в этом году много.

Наши новые знакомые завтра едут полным составом на опыление карликового подсолнечника в Темрюкский район. Один местный фермер предложил новороссийцам взаимовыгодное сотрудничество: пчелы опыляют его посадки, пчеловодам — мед, а фермеру – богатый урожай подсолнечника. Новороссийцы с удовольствием дали согласие на такую июльскую командировку.

Николай Стуконог рассказывает, что кубанские фермеры, специализирующиеся на производстве подсолнечника, умоляют пчеловодов выезжать к ним с пасеками. Без участия пчел семечки подсолнечника получаются пустыми. Фермер без пасеки — банкрот.

Байки из леса: как лечиться медом

Мало кто из обывателей знает, что подсолнечниковый мед в мире на третьем месте по целебным характеристикам. Пользуясь случаем, я пытаюсь выяснить из первых уст самую ценную информацию о меде – то, что не пишется в растиражированных книжках, что пчеловоды испытали на себе.

Леша Алябьев рассказывает, что он медом из подсолнечника вылечил в два счета ожог. Утром мазал медом, на ночь прикладывал прополис. А если у него появляются первые признаки простуды, начинает болеть горло, он прикладывает прополис к небу, рассасывает его, и воспаление проходит. Липовым мои новые знакомые лечат простуду, а отравления — медом подсолнечниковым. Если низкий гемоглобин, то прописывается мед гречишный. Александр Попов рекомендует диабетикам вкушать акациевый мед – единственный сорт меда, который показан людям с повышенным сахаром в крови. Он же совмещается с любыми лекарствами. Ну а варикозное расширение вен лечат каштановым медом. Его рекомендуют употреблять внутрь и втирать в кожу в местах, где выпирают вены.

— У знакомого были почечные колики. Ему порекомендовали есть каштановый мед, и, представьте, помогло, колики прошли, — вносит свою лепту Николай Стуконог.

— А мой брат-дальнобойщик болел язвой желудка, ему прописали прополис, и язва затянулась, — подхватывает эту бесконечную тему Александр Попов.

Стоит напомнить, что это народные, но испробованные на себе методы. Если у вас серьезные проблемы со здоровьем, нужно наперво обратиться к докторам.

Город выдавливает пчеловодов

Время на пасеке летит очень быстро. Отведав первого в этом году меда, мы засобирались в город. Отшельники пригласили в другой раз приезжать «на подольше»: к нашему очередному визиту мужчины пообещали продемонстрировать свои кулинарные способности. Ведь проживают здесь, в лесу, исключительно мужчины, им приходится себе готовить пищу.

Николай Стуконог рассказывает, что многие новороссийские пчеловоды сейчас задумываются, как быть дальше, где искать места для пасек. Ведь город как будто выдавливает пасечников, заниматься пчеловодством в городской черте с каждым годом все сложней. Современникам не нравится, когда рядом летают пчелы. Каждый год председателю приходится разбирать жалобы, где горожане жалуются на пчеловодов и их жужжащее хозяйство. Николай Стуконог и сам раздумывает, а не присоединиться ли к гапоновским отшельникам со своим многочисленным пчелиным семейством.