Что-то тут не сходится…

Привычный текст знает практически каждый: жили-были дед да баба. Была у них курочка Ряба. Снесла курочка яичко, не простое — золотое. Дед бил, бил — не разбил. Баба била, била — не разбила. Мышка бежала, хвостиком задела, яичко упало и разбилось. Дед плачет, баба плачет, а курочка кудахчет: «Не плачь, дед, не плачь, баба: я снесу вам яичко, не золотое, а простое!»

Чаще всего мы читаем это на автомате. Но если задуматься, то полный абсурд! Сами били-били яичко, старались, а вот на мышку обиделись, что она так легко его расколола. А потом легко утешились обещанием простого яйца. Что-то не сходится. Стоит разгадать тайну этой загадочной курочки.

Афанасьев нам в помощь

У главного собирателя русских народных сказок есть два варианта знакомой нам Рябы.

Первый:

Жил-был старик со старушкою, у них была курочка-татарушка, снесла яичко в куте под окошком: пестро, востро, костяно, мудрено! Положила на полочку; мышка шла, хвостиком тряхнула, полочка упала, яичко разбилось. Старик плачет, старуха возрыдает, в печи пылает, верх на избе шатается, девочка-внучка с горя удавилась. Идет просвирня, спрашивает: что они так плачут?

Старики начали пересказывать:

— Как нам не плакать? Есть у нас курочка-татарушка, снесла яичко в куте под окошком: пестро, востро, костяно, мудрено! Положила на полочку; мышка шла, хвостиком тряхнула, полочка упала, яичко и разбилось! Я, старик, плачу, старуха возрыдает, в печи пылает, верх на избе шатается, девочка-внучка с горя удавилась.

Просвирня как услыхала — все просвиры изломала и побросала. Подходит дьячок и спрашивает у просвирни: зачем она просвиры побросала?

Она пересказала ему все горе; дьячок побежал на колокольню и перебил все колокола. Идет поп, спрашивает у дьячка: зачем колокола перебил? Дьячок пересказал все горе попу, а поп побежал, все книги изорвал.

Второй вариант:

Как у нашей бабушки в задворенке

Была курочка-рябушечка;

Посадила курочка яичушко,

С полки на полку,

В осиновое дупелко,

В кут под лавку.

Мышка бежала,

Хвостом вернула —

Яичко приломала!

Об этом яичке строй стал плакать,

Баба рыдать, вереи хохотать,

Курицы летать, ворота скрипеть;

Сор под порогом закурился,

Двери побутусились, тын рассыпался;

Поповы дочери шли с водою,

Ушат приломали,

Попадье сказали:

«Ничего ты не знаешь, матушка!

Ведь у бабушки в задворенке

Была курочка-рябушечка;

Посадила курочка яичушко,

С полки на полку,

В осиновое дупелко,

В кут под лавку.

Мышка бежала,

Хвостом вернула —

Яичко приломала!

Об этом яичке строй стал плакать,

Баба рыдать, вереи хохотать.

Курицы летать, ворота скрипеть,

Сор под порогом закурился,

Двери побутусились, тын рассыпался;

Мы шли с водою — ушат приломали!»

Попадья квашню месила —

Все тесто по полу разметала;

Пошла в церковь, попу сказала:

«Ничего ты не знаешь…

Ведь у бабушки в задворенке

(Снова повторяется тот же рассказ.)

……… тын рассыпался;

Наши дочери шли с водой —

Ушат приломали, мне сказали;

Я тесто месила —

Все тесто разметала!»

Поп стал книгу рвать —

Всю по полу разметал!

Ну, как вам сказка про курочку Рябу? Еще сложнее? Вообще, становится непонятно, почему весь мир сошел с ума после «смерти» яичка.

Интересен вариант и Алексея Толстого. У него встречается утешение от лица курочки, мол, не плачьте, я снесу вам не простое, а золотое яичко. И все же понятнее она не стала. Давайте разбираться!

Яйцо – устройство мира

Через сказки наши предки образно рассказывали об устройстве мира. Яйцо – это образ мира, Вселенной, она содержит в себе жизнь (вспоминаем Кощея Бессмертного и его смерть в яйце!). А мышь – проводник между мирами: нижним, миром «смерти», и средним, где все живое, где находятся люди. А верхний мир – божество, связь с которым через курочку, которая и создала яйцо.   

И после этого понятна реакция всех людей на известие о разбитом яйце: происходит крах Вселенной! То есть это сказка о том, как Вселенная была создана и как разрушена. И вспоминаем библейское: что из праха создан и в прах превратится. Печально?

Есть ли надежда?

Получается, что сказка про апокалипсис? Да, так и есть. Интерпретаций этой сказки очень много, но в целом они схожи. Но есть ли шанс после крушения мира?

Посмотрите, как поп — а в более древнем варианте – волхв – себя ведет: он разрывает книги с истиной, в некоторых вариантах сказки он разбивает себе голову, в которой содержатся тайные знания о мире.

Но! Некоторые исследователи обращают внимание на то, что вереи (столбы для ворот) хохочут. Зная, что у славян было принято смеяться на похоронах, ведь смех – это жизнь, магическая сила возрождения, становится понятно: у Вселенной есть шанс переродиться. А столб ко всему прочему – ось земли.

Да и дом готов разрушиться от порывов ветра (крыша шатается, дом весь выгнулся), но ветер – символ зарождения. Вспомните фразу про беременных: «ветром надуло».

Некоторые исследователи считают, что в курочке Рябе четко показано современное время, когда народ проходит путь сильнейшей деградации. И крах этого строя неминуем, люди сами себя уничтожат (разрушат, порвут, разобьют). Но после начнется возрождение, появление нового мира и новых людей. Появится «золотое яйцо» как образ объединения людей с божественным началом.

Удивляет больше всего то, как наши предки славяне могли так точно и так четко знать, что произойдет с потомками спустя несколько веков.

Как вам сказка?

Делитесь своим мнением и пожеланиями, какую сказку читать в следующий раз. Пишите: [email protected].