«НР» уже сообщал, что на прошлой неделе в Абрау-Дюрсо сотрудниками ФСБ был найден блиндаж, в котором черный копатель хранил множество снарядов и мин времен ВОВ. Сейчас правоохранители проводят проверку по этому факту, в ближайшее время снаряды уничтожат.

          Многие читатели спрашивают, кто же занимается уничтожением таких больших объемов взрывоопасных предметов. Сегодня «НР» рассказывает об этих удивительных людях, чья работа – рисковать своей жизнью каждый день.

          Примерно в это же время два года назад на элеваторе при проведении строительных работ нашли авиационную бомбу времен войны весом в 500 кг. Утром следующего дня все службы, включая саперов, которые специально приезжают к нам из Ростова, были на месте. Корреспонденты «НР» понаблюдали за процессом – от извлечения до уничтожения авиабомбы.

Это была уже вторая за неделю подобная находка. Первая обнаружилась в районе гипермаркета «Лента» в Южном районе. Чтобы извлечь ее из земли, пришлось эвакуировать всех покупателей и персонал магазина. Обе находки приходятся на период Великой Отечественной войны.

И вот суббота, 2 июля. Мы ждем, пока сотрудники всех спецслужб соберутся на базе единой диспетчерской управления ГО и ЧС.

— Взрывоопасные снаряды и бомбы времен войны находят еженедельно, а бывает и чаще, — рассказывает начальник отдела оперативного реагирования Владимир Кобызский. – В городе активно ведутся стройки, а земля хранит наследие былой войны. Ведь на каждый квадратный метр тогда в среднем выпало до 300 кг металла. Стоит учесть, что подобные находки имеют свойство взрываться, если по предмету сильно ударить или, например, начать его пилить.

  • Были в нашем городе случаи взрывов таких находок? – интересуюсь я.

— За время моей работы, а это 10 лет, такого не произошло. И все благодаря тому, что всегда соблюдается техника безопасности, — отвечает Кобызский.

Владимир Кобызский. Фото Ольги Жук.

Тем временем в просторном кабинете собираются все специалисты, которые будут участвовать в операции. Владимир Кобызский четко инструктирует по плану совместных действий. Сразу видно: в этом деле он не новичок.   

— Вызываем лучшего кинолога города – Наталью Березу, – продолжает уже в машине Владимир Митрофанович, когда мы едем в колонне в сопровождении сотрудников ГИБДД к элеватору. — У нее две обученные собаки, по запаху определяющие — взрывчатое вещество перед нами или нет. Если обнаруживается маленький взрывоопасный предмет до 100 мм – снаряды, мины, то обезвреживанием занимается 7-я десантно-штурмовая дивизия (горная). А если это авиационные бомбы, то вызываем саперов из Ростова-на-Дону.

Фото Ольги Жук.

— Эта бомба потенциально опасна? 

— Авиационная бомба, когда лежит на земле или в самолете, безопасна. А вот когда она летит вниз, происходит взвод запалов взрывных устройств. Поэтому после того, как она уже упала, ее трогать опасно. Вот на такую мы сейчас и поедем! – сообщает руководитель, поглядывая на нас и как бы тестируя — произвели его слова впечатление или нет. А нам, корреспондентам, действительно становится как-то не по себе. — Радиус разлета осколков 500-килограммовой бомбы около полутора километров.

Фото Ольги Жук.

Мы останавливаемся около элеватора. Нашу машину не пропускают на территорию: объект режимный. Здесь сейчас идет реконструкция, в ходе которой и был найден опасный сюрприз из прошлого. Остаемся в мучительном ожидании на полтора часа. Именно столько потребовалось саперам, чтобы вручную при помощи лопат осторожно извлечь из «убежища» огромную ржавую бомбу, похожую на рыбу. После этого кран машины разминирования (КАМАЗа) осторожно вытаскивает боеприпас из логова, укрывавшего находку более 70 лет, и помещает в кузов КАМАЗа.

Фото Ольги Жук.

Уже потом, после ликвидации авиабомбы, инженер группы разминирования старший лейтенант Андрей Поволоцкий рассказывает нам, как устроен кузов этого автомобиля.

— Здесь есть специально оборудованное место для взрывоопасных предметов. Это деревянная площадка, на которую насыпан толстый слой песка. Сюда укладывается найденный предмет и фиксируется. Кабину от кузова отделяет защитная бронированная плита, которая в случае взрыва защитит саперов, находящихся в кабине грузовика.

После того, как авиастрашилище помещается в кузов, колонна спецтехники выдвигается на полигон Раевский. Едем со скоростью 40 км в час, быстрее нельзя.

Фото Ольги Жук.

Через полчаса мы уже на месте, благо в городе не было пробок. Теперь нужно выгрузить бомбу на место ее подрыва.

Машина разминирования осторожно везет бомбу к глубоким воронкам, где и произойдет ее ликвидация. Там с большой осторожностью ее помещают в воронку на глубину не менее 4-5 метров. Далее саперы выполняют работу, подробности которой не принято озвучивать. Это приготовления к подрыву взрывоопасного предмета. А мы спрашиваем у медиков, которые нас сопровождают – как часто им приходится бывать на таких выездах.

— В последнее время подобные вызовы участились, — поясняет фельдшер Мария Ященко. – Особенно много находят взрывоопасных предметов в Мысхако, село ведь активно застраивается.

— Да, вот как-то в Мысхако обнаружили немецкий склад артиллерийских снарядов, более 100 штук. Нередко находят и в море, — дополняет Владимир Митрофанович. – Но там уже работают морские саперы, это подразделение нашей военно-морской базы. «Моряки» достают предмет из воды и передают его саперам, которые работают на суше.

Тем временем ростовские саперы возвращаются с полигона. Подрыв перенесен на понедельник, таковы правила.

Андрей Поволоцкий рассказывает, что за пять лет работы ему пришлось обезвредить более тысячи взрывных устройств. Во время работы он отключает все эмоции, волнения не испытывает, потому что максимально сосредоточен.

— Чаще всего нас вызывают, конечно, туда, где были интенсивные бои — в Новороссийск, Анапу, Крымск, Геленджик, Волгоград, — говорит специалист.

— Были бомбы больше этой по весу или мощности?

— В прошлом году на железнодорожном вокзале нашли бомбу весом 1 тонна 700 кг. Причем это была бетонобойная бомба, то есть с залитым вокруг нее бетоном. Она применялась для пробития объектов с прочной бетонной конструкцией или кораблей. Ее вес пробивал конструкцию, а сама бомба взрывалась уже внутри помещения или трюма корабля. Она была в идеальном состоянии, а значит, очень опасна. Но благодаря опыту и умению саперов ее удалось вывезти и ликвидировать.

 Андрей рассказывает о находках, с которыми приходится иметь дело, с легкой улыбкой на губах. На вопросы об опасности его профессии отмахивается, рассуждая, что риск для жизни есть везде. Этого мужчину отличает какая-то особая скромность. Уж кто как ни саперы каждый раз рискуют жизнью, соприкасаясь с очередным эхом войны. Возможно, благодаря именно этим свойствам характера – скромности и непоказному героизму, опасности в нашей жизни становится меньше.