Пираты ограбили  каюты членов экипажа и взяли  в заложники 8 человек. Среди них были трое россиян: старпом и электромеханик из Санкт-Петербурга и стармех из Новороссийска Сергей Зайцев.

Неожиданный захват

Пленников целый месяц  держали на реке Нигер, пока длились переговоры с судовладельцем – немецкой компанией Transeste Schiffahrt. Когда стороны достигли компромисса, моряков освободили и доставили в Россию.  Но документы, необходимые для дальнейшей работы на флоте, остались на борту судна.

– Мой рейс на Tommi Ritscher стартовал 2 марта  этого года в порту Фуджейра, до этого я сделал два контракта на другом судне этой компании. Работали мы по кругу: ОАЭ-Индия-Шри-Ланка-Конго-Гана-Бенин-Нигерия и обратно. Первый раз охрана была, ее обеспечивал наш грузовладелец. А вот  почему ее не было во второй раз, не знаю. Мы стояли на якорной стоянке в бенинском порту Котону, когда поздно вечером было совершено нападение. К сожалению, мы обнаружили вооруженных людей уже на борту, — вспоминает подробности Сергей Зайцев.

   — Около 23 часов раздался стук в мою каюту. Я ответил, что можно войти. С поднятыми руками зашли наш капитан болгарин Ангел Стаянович и вахтенный матрос филиппинец Марло, а за ними два африканца с автоматами, скорее всего, это были АК-47. По-английски они приказали поднять руки, после чего сняли с моей шеи золотую цепочку, браслет и обручальное кольцо. Потом один из бандитов начал искать в каюте деньги, а второй в это время направлял на нас автомат. Когда они поняли, что денег здесь нет, то приказали идти с поднятыми руками в каюты других офицеров. Везде происходило одно и то же: они снимали золотые изделия, забирали ценные вещи и деньги. Но, судя по всему, очень торопились, потому что уже после освобождения мы нашли на палубе многое из того, что было украдено. Захватчики были на судне минут двадцать.

Они целенаправленно грабили каюты офицеров.  Никакой помощи от ВМС Нигерии не было, не было даже катера береговой охраны Бенина, когда мы стояли на якорной стоянке.

Везли в плен, накрыв черным полиэтиленом

— После обысков пираты  приказали нам опустить лоцманский трап и спускаться по одному в лодку с двумя подвесными моторами, которая была пришвартована возле судна. На этой лодке нас везли трое суток, куда – мы не знали, потому что в дневное время нас закрывали черными полиэтиленом, давали только питьевую воду, — продолжает рассказ наш комментатор. — Бандиты хорошо ориентировались в море по GPS-приборам и несколько раз переговаривались с кем-то по спутниковому телефону. Добравшись до реки Нигер, они пересадили нас в другую лодку, на которой нас везли еще около часа. Иногда по пути следования они пели песни и палили из автоматов, наверное, так выражали свою радость. Привезли нас на плавучую базу где-то на маленьком островке в глубине Нигерии и разместили в сколоченных деревянных домиках без окон, расположенных на сваях на воде. Было ясно, что эта база предназначена для определенных операций, но других заложников, кроме нас, в тот период не было.

Серые будни в плену

Сергей Зайцев уверяет, что обращались с заложниками вполне корректно. Привозили рис, макароны, питьевую воду, снабдили даже   игральными картами. Их надзиратели  часто повторяли: «Ничего личного – это просто бизнес». 

— Через три дня после захвата на базу приехал тот, кто вел переговоры с компанией о выкупе. Он сразу сказал, что нас никто не тронет, надо только выполнять их указания, — рассказал стармех. — С представителями компании мы выходили на связь два раза: первый – когда нас только захватили, необходимо было подтвердить, что мы живы и здоровы, второй – когда переговоры подходили к концу. Бандиты часто говорили, что совсем скоро мы будем свободны, но веры их словам не было. Поэтому освобождение стало для нас неожиданным.

Долгожданная свобода

Девятнадцатого мая около 16 часов нам объявили, что мы свободны.   Нас усадили в лодку, накрыли брезентом и везли 30-40 минут. Затем мы пересели в другую лодку, которой управляли африканцы в строевой форме. Они доставили нас до точки, где ждал человек, нанятый компанией, европеец в военной форме, явно имеющий опыт в делах подобного рода.

Нам  сразу дали телефоны,  но  запретили ими пользоваться до прибытия в Лагос, ссылаясь на обеспечение нашей безопасности. А до Лагоса было еще далеко: сначала под руководством европейца мы в микроавтобусе в сопровождении двух джипов добирались через мусульманскую часть Нигерии до военной базы недалеко от Лагоса. Думаю, это была база охраны нефтяных платформ. Там мы три дня жили в отдельных домиках, ждали вертолет. Затем около часа летели до Лагоса, там получили документы на возвращение в РФ и сдали экспресс-тест на COVID-19. Через двое суток за нами прилетел чартерный самолет, нанятый компанией, и мы отправились в Германию. В общей сложности в плену мы пробыли 31 день.

Сергей Зайцев говорит, чтоза заложников захватчики отчаянно торговались, сначала они говорили о космической сумме — 7 миллионов долларов.  Но переговоры  начались с 3 млн. Сколько в итоге заплатили, точно сказать невозможно, но, по слухам, в той части Нигерии не получают за заложников больше 500 тысяч долларов.

Возвращение домой

В аэропорту Франкфурта моряков  ждали полицейские, представители компании «Интерориент Навигейшн» и судовладельца. Пострадавших  разместили  в отеле внутри аэропорта,  почти весь  день ушел на  опросы и допросы. И только потом через Минск россияне смогли попасть домой.

Старпом после этого случая заявил, что с рейсами покончено: его сильно подкосила эта ситуация,  в том числе и в плане здоровья. А наш собеседник не собирается бросать работу. Однако чтобы уйти в рейс, нужны документы, а их у него нет. За помощью в их восстановлении он обратился в Южную территориальную организацию РПСМ. 

При этом дело о захвате контейнеровоза еще не закрыто. Судно до сих пор стоит в Бенине, на нем остаются 11 рядовых филиппинцев, которые не заинтересовали пиратов. Их постоянно водят на допросы, все еще идет следствие. Кроме того, на борту по-прежнему остаются морские документы заложников. Увы, уйти в рейс без них  невозможно, поэтому бывший пленник очень надеется на помощь профсоюза.

Фото предоставлено Южной территориальной организацией РПСМ.