Легко ли профессионалам на суше и на море?

  Иван Кириченко, штурман новороссийского пароходства с 16-летним стажем, старший стивидор Новороссийского морского торгового порта с 23-летним стажем:

— Я оптимист и даже к трудностям отношусь положительно.  Много в жизни было непростой работы. Помню отгрузку электростанций на Ирак. Для интеллектуального человека это сумасшедший дом! 15 тысяч кубов уложить в пять трюмов! Это же 3D-пазлы! Расположить, присоединить, закрепить груз так, чтобы он не касался борта… Капитаны заказывали на погрузку именно меня!

А еще мы отгружали космодром в разобранном виде на Индию, две партии знаменитых танков Т-90. Справились!

 Андрей Г-ко, 35 лет морского стажа:

— Все трудности, по большому счету, случаются из-за отсутствия профессионализма. Поэтому с проблемами сталкиваться приходилось. Нет, не в Бермудском треугольнике. Там ничего не было – теплое море, 3-4 смерча на границе фронтов, пароход засыпает градом, а потом дождем, зимой сильный ветер несет планктон, который светится. Очень красиво.

Пираты, конечно, были. Когда первый раз проходишь такую пиратскую зону, например, Аденский залив,  — воспринимаешь это как экзотику, второй раз уже без интереса, третий раз – «Пираты? Ну и бог с ними. Главное, чтобы повыше были надводный борт и скорость».

Евгений Завальнюк, капитан  маломерного судна Азово-Черноморского филиала ФГБУ «Морспасслужба»:

— Не очень легко в нашей работе то, что вся служба состоит из неожиданностей и ЧП. Приходишь на вахту и не знаешь, куда придется отправиться. Вот вчера приехали из Крыма: в одном из поселков организовывали спасательный пост, обучали людей.

Приходилось участвовать в подъеме затонувших судов, в спасении людей. Последний такой случай был зимой: на косе рыбак залез на остатки катерного причала, сидит с удочкой и орет: «Спасите!» Но самой непростой в моей жизни была операция по тушению пожара на газовозах в Керченском проливе в прошлом году. Нужны были добровольцы, которые поднимутся на палубу, где бушует огонь, потому что мы не знали, как будут развиваться события, а допустить, чтобы горящие суда вынесло на берег, мы не могли.

Андрей, старпом:

— Трудно уследить за порядком на танкере: все требует присмотра. Море – это агрессивная среда, оно съедает все.

Денис П., матрос буксира:

— Трудны перегрузки в море. В Персидском заливе разгружали танкер на 300 тысяч тонн. Подходили 100-тысячники, забирали груз. Это было очень непросто.