Без паники

За советами мы обратились к специалистам новороссийской  Станции скорой медицинской помощи.

Заведующая оперативным отделом Марина Расулова рассказала, какие действия помощников-добровольцев пойдут во благо пострадавшему, а какие могут причинить вред.

— Вид покалеченного в аварии для обычного человека — настоящий шок. Аварии бывают с очень жесткими последствиями. Когда люди видят в искореженной машине окровавленного водителя или ребенка–пассажира, то, как правило, теряются, и сами начинают нервничать и паниковать. И вот тут самое главное – взять себя в руки. Не терять головы, а вызвать поскорее медиков.

Нашатырь или таблетка?

Что касается помощи, то первым делом, надо определить,  в сознании находится пострадавший или нет. Когда человек без сознания, ему категорически нельзя давать понюхать нашатырный спирт: действие может спровоцировать дыхательный спазм. Это, наверное, самая распространенная ошибка. Ватку с нашатырным спиртом надо поднести к лицу, когда увидите, что человек вот-вот потеряет сознание. Также до приезда медиков желательно разговаривать с потерпевшим, чтобы он находился в сознании как можно дольше.

Пострадавший может пожаловаться на боли, и уместно дать ему обезболивающие таблетки.

Не навредить

Самые опасные травмы при ДТП – повреждение позвоночника.  Нередко свидетели аварии пытаются извлечь водителя или пассажира из машины, и, неловко и неправильно выполняя это, наносят страшный вред здоровью человека. Это может привести к его дальнейшей инвалидизации. Поэтому если нет опасности возгорания автомобиля, пострадавшего лучше не тревожить.

Когда вы видите, что человек на дороге истекает кровью, надо взять в аптечке стерильную салфетку и зажать кровоточащий сосуд. Как правило, многие водители знают азы оказания первой помощи. Могут сделать, в том числе, сердечно-легочную реанимацию. Конечно, такие манипуляции уместно делать, если человек проходил обучение.

Типичная ситуация, когда на проезжей части находится сбитый пешеход. Важно убрать пострадавшего с дороги, иначе он может получить еще большие травмы. Делать это надо аккуратно. Был случай, когда мужчина в подобной ситуации позвал на подмогу троих человек и они, не смещая ось тела сбитого пешехода, перенесли его в безопасное место на обочину дороги.

Оставаться на месте

Был случай, когда на Мефодиевке сбили двух девочек. Проходившая мимо женщина очень грамотно себя повела, она усадила детей на бордюр, не давала им пить (это может быть вредно, если имеется травма головы, так как есть вероятность спровоцировать неудержимую рвоту), наложила повязки. Медики похвалили ее за профессионально оказанную первую помощь.

Но бывает и наоборот! Когда дети становятся жертвами дорожных аварий, родители порой отвозят их домой с места ДТП. Это тоже неправильно. Стирается картина аварии, и потом сложно доказать, например, вину водителя. Но куда важнее детское здоровье. Ребенку может стать хуже. 

Быть точным

Еще один совет: оказывая помощь пострадавшим, не надо рисковать своей жизнью. Например, когда  автомобиль висит над обрывом. Марина Расулова уверяет, что очень важно, вызывая медиков и спасателей к месту аварии, назвать точную геолокацию. Когда человек невнятно объясняет, куда надо выехать бригаде «Скорой», это только во вред тем, кому срочно нужна помощь. Если авария случилась за городом, на трассе, в лесу, необходимо дать четкие ориентиры. Это сократит время доезда.

Не мешать

Также надо максимально освободить место для спасателей и медиков. Потому что очень часто очевидцы мешают работе, что называется «лезут под руку», стоят стеной, не давая пройти к тем, кому так нужна квалифицированная помощь.

Самое неприятное – когда вместо помощи люди начинают снимать происходящее на видео, и тут же выкладывать в соцсети, давая комментарии. Видеосъемка, скажем, с регистратора, нужна, когда выясняются обстоятельства аварии, а вот снимать человека, который корчится от боли, истекает кровью, бесчеловечно, — справедливо считает собеседница.

Марина Николаевна отмечает, что в большинстве своем новороссийские водители отзывчивые и добрые. Бывают ситуации, когда с тех же Волчьих ворот надо доставить пострадавших с легкими телесными повреждениями в больницу, в приемный покой. Никто никогда не отказывается это сделать. У водителей существует свое дорожное братство, и это очень похвально.

Отключить аккумулятор

Руководитель новороссийского спасотряда Алексей Одеров также поделился полезной информацией.

Он предупредил, что спасатели, выезжая на вызов, отключают АКБ (аккумулятор), попавшего в ДТП автомобиля. Если машина перевернулась или в ней заклинило людей, это важно выполнить, чтобы автомобиль не загорелся, не возникло замыкания. Но если человек не знает, как это делать, лучше не рисковать и не подвергать риску окружающих.

— Если вы видите, что из машины рекой льется бензин, есть вероятность возгорания. Тогда, конечно, желательно извлечь пострадавших как можно быстрее, не подвергая и себя опасности. Если риска возгорания нет, дождитесь медиков. Очень часто пострадавший бывает зажат между передним или задним сиденьем, по возможности, необходимо дождаться специалистов. У спасателей есть специнструменты для таких случаев. А если добровольцы будут вручную тянуть человека из машины, то переломов и травм может только прибавиться, — предупреждает Алексей Одеров. – В первую очередь, мы отключаем АКБ в машине. Аккумулятор, в зависимости от марки автомобиля, располагается в разных местах.  Под капотом, под передним, либо под задним сиденьем.

Когда видишь последствия аварий, хочется только одного: чтобы водители были внимательными на дороге. Ведь всего того ужаса, что мы порой видим, можно было бы избежать, будь скорость меньше или участники движения осторожнее.  Нередко мы получаем вызовы на Волчьи ворота, в район Горного, в Мысхако, в район Широкой Балки. Бывают, что машины так искорежены, словно консервные банки. И к этому зрелищу невозможно привыкнуть. Особенно, когда видишь пострадавших детей. Хочется, чтобы все, кто садится за руль, каждый раз думали об этом.