В это время в России широкое распространение получили горные восхождения, пешие и велосипедные походы, образовательные экскурсии.

Мимо не проедешь

Путешествие по черноморским берегам Крыма и Кавказа пользовалось особой популярностью. Этому способствовали богатство исторических и культурных памятников, множество уникальных природных объектов, появившиеся транспортные коммуникации. Большую роль в популяризации Черноморского побережья Кавказа сыграла  открывшаяся в ноябре 1913 года в Санкт-Петербурге  выставка «Русская Ривьера», которую посетили около 100 тысяч человек.

На Черноморское побережье Кавказа  можно было добраться двумя путями: морским или железнодорожным.  Ни в том, ни в другом случае путник не мог миновать Новороссийск. Он вынужден был задержаться здесь в ожидании поезда или парохода, отдыха после утомительной дороги, поиска попутчиков или сбора информации о дальнейшем путешествии. В  Новороссийск ежедневно прибывало несколько поездов, не считая комфортабельного еженедельного черноморского экспресса. Сообщение с портами Черного моря поддерживалось постоянными рейсами пароходов Русского общества пароходства и торговли (РОПиТ) и других частных компаний.

Посмотреть чудо техники

Для людей, интересующихся промышленностью и экономикой,  именно Новороссийск был одним из самых привлекательных городов на побережье.

Прибывших по железной  дороге поражало расположенное недалеко от вокзала огромное здание Новороссийского элеватора.  Справочные издания, ориентированные на туристов, не скупились на красочное описание работы этого портового гиганта. Вот как описывал его в иллюстрированном практическом путеводителе по Кавказу один из первых организаторов туристического бизнеса в России Григорий Москвич: «Искусство техники приспособило такое устройство, что зерно в своей массе, благодаря быстроте электрической силы, течет и льется, как жидкость, переходя из амбаров прямо в суда. Крайне любопытное зрелище внутри элеватора во время работы представляет эта золотая река зерна…»

В рабочие дни посетить элеватор можно было с разрешения администрации предприятия,  но осмотр его был далеко не всегда и не всем доступен, а получение разрешения было сопряжено с проволочками и затруднениями. В выходные и праздничные дни попасть на элеватор было проще, правда, встречал группу и выступал в качестве экскурсовода не служащий конторы, а сторож, порой изрядно подвыпивший.

Попавшие в зернохранилище туристы могли наблюдать весь сложный процесс хранения, переработки и передачи зерновых продуктов на причальную линию.

Завершался осмотр элеватора на верхнем этаже здания, где с балкона экскурсантам открывался чудесный вид на бухту, горы, всю Цемесскую долину.

Чем поражала работа порта

Осмотрев элеватор, туристы обычно отправлялись на расположенную в центральной части бухты набережную, которая мало напоминала привычную для нас сегодня зону отдыха. С набережной, окруженной со всех сторон причалами, эстакадой для погрузки зерна и нефтехранилищами, можно было наблюдать за работой новороссийского  порта. 

Писатель-публицист Семен Иванович Васюков  так описывал открывавшуюся любопытному взору картину: «Каждого поражала непрерывная, кипучая деятельность на пристанях. Грязные, рваные рабочие разных наций везут, а больше на крепких спинах несут товары, их хриплые, надорванные голоса раздаются повсюду». Здесь же, прямо с берега и бортов лодок, портовые грузчики и обыватели прилегающего района купались в море, вызывая краску смущения  на лицах гулявших девиц и дам.

При желании можно было осмотреть стоявшие на причале иностранные суда. Французские и греческие моряки отличались радушием и с удовольствием принимали гостей. Команды самых многочисленных в новороссийском порту  английских кораблей относились к экскурсантам далеко не так благосклонно. Руководителям школьных групп приходилось прибегать к помощи администрации порта, чтобы получить разрешение капитана пройти на борт корабля. Но и в случае достижения договоренности надменные жители туманного Альбиона всем своим видом показывали недовольство экскурсантами и крайне неохотно вступали с ними в диалог.

Цемзавод: вид с моря и изнутри

Как и сегодня, большой  популярностью у туристов пользовались морские прогулки. Цемесская бухта поражала своей величиной. Масса русских и иностранных пароходов стояла на рейде.  На западном берегу бухты экскурсанты  видели городские кварталы, прилегающую к нему Станичку, Суджукскую косу. На восточном берегу привлекали внимание Дообский и Пенайский маяки, также уютно расположившиеся в зеленых прибрежных ущельях вдоль приморского шоссе дачи и внушительные корпуса цементных заводов.

Большой интерес приезжавших, особенно школьников, вызывал завод Общества Черноморского цементного производства. Для осмотра завода администрация предприятия настоятельно рекомендовала  собираться в группы не менее 10 человек и  за день до предполагаемого посещения  оповещать руководство предприятия о своем намерении. 

Обойдя огромную территорию завода в сопровождении опытного инженера, туристы осматривали  каменоломни с двумя тоннелями, подвесную железную дорогу, склады, бондарные мастерские, мельницы для размола сырых и обожженных цементных камней. Особое впечатление на экскурсантов производили бесконечные скирды бочек для цемента, похожие на большие ульи.

Охотникам за экзотикой

Любители природы и красивых видов могли совершить прогулку по Цемесской долине, в экипаже или пешком.  Пешеходная прогулка под покровом тенистых деревьев длилась 5 часов и  доставляла большое удовольствие.  Также можно было подняться на вершину  горного хребта Маркотх, откуда открывалась великолепная панорама на город и всю Цемесскую бухту. Нередко экскурсанты посещали расположенную на хребте метеостанцию. Хорошо оборудованная станция занималась в основном изучением знаменитого новороссийского ветра — норд-оста. Заведующая станцией Александра Петровна Преображенская любезно показывала   интересовавшимся процесс записи наблюдений, объясняла назначение каждого прибора.

Привлекали приезжавших и окрестности города. Большой популярностью, как и сегодня, пользовалась поездка в Абрау-Дюрсо, где экскурсанты любовались красотой горного озера, осматривали образцовые виноградники и погреба-тоннели. Много удовольствия доставляла и  поездка на Гудзову гору, на пути к вершине которой встречалось много дольменов.

К 1914 году поток туристов достиг такого масштаба, что новороссийские предприятия вынуждены были часто отказывать желавшим осмотреть их, дабы не нарушать производственный процесс. Только за июнь месяц по железной дороге через Новороссийск проследовали 37 групп школьников.

Первая мировая война значительно сократила приезд туристов из дальних мест, но местные, особенно школьные, экскурсии  продолжались. Школьная программа, разработка которой проходила в 1915-1917 годы,  указывала на необходимость включения экскурсий в учебный план и разрешала проводить их в учебное время.

Начатое не пропало

Одним  из активных организаторов экскурсий в Новороссийске был Георгий Николаевич Сорохтин, стоявший у истоков создания в Новороссийске Музея природы и истории Черноморского побережья Кавказа. Под его началом туристы осматривали  дольмены, производили сбор геологического материала, знакомились с флорой,  виноградарством и виноделием. Наряду с однодневными экскурсиями широко практиковались и многодневные. Популярным был маршрут, проходивший через Широкую Балку, Озерейку и Абрау-Дюрсо. А также пешие или велосипедные путешествия вдоль побережья по Сухумскому шоссе.

Революционные события и Гражданская война привели к прекращению туристических поездок, но уже в 1920-е годы экскурсии на Черноморское побережье возобновляются. В это время закладываются основы развитой системы туризма и экскурсионной деятельности в СССР, получившей впоследствии широкое распространение в стране.

Ирина Хохлова, старший научный сотрудник отдела истории города Новороссийского исторического музея-заповедника.