Уже почти сто лет трагедия, произошедшая в Цемесской бухте в июне 1918 года, притягивает внимание всех, кто интересуется историей Новороссийска, Черноморского флота и начальным периодом истории Советской власти.
Речь идет о судьбе кораблей Черноморского флота, оказавшихся разменной картой в отношениях между Германией и Россией после заключения Брестского мира.
Борьба за предотвращение захвата Черноморского флота германскими империалистами имела огромное международное, военно-политическое и социальное значение, отмечал в своей книге о потоплении Черноморского флота в 1918 году Илья Сирченко.
Стоит отметить, что в Брестском мирном договоре, подписанном в начале марта 1918 года, Черноморский флот даже не упоминался. Ситуация кардинально поменялась после того, как немецкие войска вторглись в Крым в апреле. Корабли флота подверглись в Севастопольской бухте обстрелу и вынуждены были покинуть главную базу флота и отправиться в Новороссийск. Первые потери были именно в Севастополе, когда в результате паники один эсминец был выброшен на берег, и один миноносец уничтожен.
Корабли Черноморского флота оказались в Новороссийске 1 мая 1918 года. При участии личного состава был восстановлен порядок в городе, который формально находился под контролем Кубано-Черноморской советской республики, вскоре вошедшей в состав РСФСР.
Под угрозой применения силы моряки удалили из города анархистски настроенные воинские части, сообщает в книге «Выполняя приказ Ленина…» Илья Сирченко. Немало неприятностей причинил городским властям транспорт «Евфрат». На нем находился отряд анархистов численностью свыше 700 человек, а также около двух тысяч пудов различных взрывчатых веществ, деньги и ценности, награбленные в городах Крыма. В ответ на предложение Новороссийского Совета сдать оружие и ценности анархисты заявили, что скорее взорвутся, чем выдадут их.
Тогда Совет обратился за помощью к морякам. Под угрозой торпедирования «Евфрата» на судне подняли белый флаг и сдали ценности и оружие. Ценности были отправлены в Москву, а деньги в сумме 850 тысяч рублей были сданы в Новороссийскую контору Народного банка.
В Новороссийске стали появляться эмиссары из Краснодара и Москвы, приходить приказы с требованием о немедленной сдаче кораблей Германии. Резолюцию с таким приказом подписал Лев Троцкий. В Новороссийск поочередно прибывают главнокомандующий вооруженными силами Кубанской советской республики Алексей Автономов, комиссар флота Николай Глебов-Авилов. Активную агитацию среди моряков-черноморцев вела Надежда Островская, занимавшая в 1918 году пост заместителя председателя ЦИК Кубано-Черноморской республики.
Комиссар эсминца «Капитан Сакен», большевик Г. Сапронов писал в своих воспоминаниях: «Новороссийск был последним портом, далее флоту отступать было некуда. Крайне ограничены были и денежные средства флота, запасы провизии, топлива. Настроение у всех было подавленное, безнадежное, как у родных безнадежно больного человека».
На тот момент финансовое положение в городе настолько ухудшилось, что были прекращены выплаты пособий больным, беженцам и пенсионерам.
Судьба кораблей флота могла сложиться по любому сценарию, вплоть до прямых вооруженных столкновений с кем бы то ни было. На кораблях Черноморского флота подняли Андреевский флаг, о чем немедленно доложили в Москву.
В середине мая в городе стала выходить «Красная газета», орган Новороссийского горкома РКП(б).
Идея затопления судов сложилась у Советского правительства к середине мая 1918 года. Это видно из приказа Высшего военного совета от 14 мая, в котором говорится:
«1. Безотлагательно принять меры к оборудованию защиты с моря входа в Новороссийскую бухту, используя для этого часть орудий судов…
2. Принимая меры к содержанию судов в готовности, надлежит принять все меры к уничтожению судов, если бы обстановка этого потребовала. Подготовку к уничтожению надлежит провести как расписание на всех судах, причем надлежит иметь список лиц, коим поручена та или иная работа по уничтожению судов…»
Взвесив всю обстановку, Генеральный штаб и коллегия Комиссариата по морским делам пришли к выводу о необходимости уничтожения судов Черноморского флота, сосредоточенных в Новороссийске.
Управляющий делами Совета народных комиссаров Владимир Бонч-Бруевич писал: «Исчерпав все аргументы против требования немецкого командования, Ленин несколько раз совещался со специалистами-моряками, желая найти выход к спасению флота, но никакого иного выхода, кроме потопления, никто предложить не мог».
Доклад на эту тему сделал начальник Морского генерального штаба Евгений Беренс, на основе которого была принята резолюция: «Предложить Народному комиссариату по морским делам послать в Новороссийск абсолютно надежных и компетентных лиц для подготовки полного уничтожения флота в момент, когда это окажется необходимым».
![](https://novorab.ru/wp-content/uploads/2020/06/volyakerch1918novorossiysk-1024x842.jpg)
Именно после этого появилось знаменитое указание Ленина Высшему военному совету: «Ввиду безвыходности положения, доказанной высшими военными авторитетами, флот уничтожить немедленно». Исполнять приказ в Новороссийск был отправлен заместитель народного комиссара по морским делам Иван Вахрамеев, приехавший специальным поездом с охраной из моряков-балтийцев.
Однако преодолеть сопротивление командования Черноморского флота ни Вахрамеев, ни Глебов-Авилов не смогли.
Выполнить приказ из Москвы смог лишь Федор Раскольников, которому мандат подписал сам Ленин.
В итоге на дно было отправлено более полутора десятка кораблей Черноморского флота и транспортных судов. Командир эсминца «Керчь» Владимир Кукель, принимавший непосредственное участие в затоплении кораблей флота, вспоминал: «Грустная и тяжелая картина – гавань вымерла, пусто, и только медленно идущие на буксире миноносцы, беспомощные, без признаков жизни на них, с отдельными мрачными фигурами на палубе, как зачумленные и обреченные на смерть, с которых все живое сбежало и от которых все сторонятся. Сильное впечатление производит эсминец «Гаджибей», на котором поднимают сигнал «Погибаю, но не сдаюсь!»
![](https://novorab.ru/wp-content/uploads/2020/06/em-fidonisi-1917-sevastopol-1024x631.jpg)
Второй раз со времен Крымской войны боевые корабли Черноморского флота, созданные для защиты Отечества, были отправлены на дно своими же командами под давлением особых обстоятельств.
Большинство из них было поднято в последующие годы. Остались на дне только линкор «Свободная Россия» и миноносец «Громкий».
![](https://novorab.ru/wp-content/uploads/2020/06/s1200.jpg)
Вот как сложилась судьба участников событий в Новороссийске.
Федор Раскольников (1892-1939) стал известным дипломатом. Обвинен Верховным судом СССР вне закона. Написал «Открытое письмо Сталину», в котором обвинил его в репрессиях, после чего вскоре погиб при загадочных обстоятельствах.
Алексей Автономов (1890-1919) умер от тифа.
Николай Глебов-Авилов (1887-1937) – нарком почт и телеграфов в первом советском правительстве. Арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности, расстрелян.
Владимир Кукель (1885-1938) – капитан 1-го ранга. Приговорен к расстрелу Военной коллегией Верховного суда СССР.
Иван Вахрамеев (1885-1965) – заместитель народного комиссара по морским делам.
Евгений Гернет (1882-1942) – командир эсминца «Калиакрия». Репрессирован в 1938 году, умер в ссылке.
Надежда Островская (1881-1937) – революционерка, член ВЦИК. Расстреляна по приказу «тройки» УНКВД Ленинградской области.