В этом абсолютно уверены новороссийские правоохранители, которые очень часто сталкиваются с семейными конфликтами.

О семейных ссорах на бытовой почве и их нелицеприятных последствиях наш разговор с начальником отдела участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних УМВД России по г. Новороссийску Андреем Талдыкиным.

Не молчать!

— Женщины, которых избивают мужья, нередко пытаются скрыть это от окружающих. Им неудобно перед людьми. Потому и молчат. Но совершенно напрасно, — уверен Андрей Талдыкин.

Как поняла журналист, что если сначала семейный дебошир примеривается к жертве, слегка толкнув или несильно ударив, то потом обязательно нанесет более страшный удар. И уж потом врачи фиксируют либо перелом носа, либо пальцев. Плюс благоверный наведет такую «красоту», что от людей не скроешь: это и синяки под глазами, и рассеченный лоб, и выбитые зубы, и челюсть набок, да все что угодно. Вот тогда уже женщина обращается в полицию. Просит тут же изолировать неадекватного супруга, завести уголовное дело, судить по всей строгости и так далее…

— На самом деле надо обращаться в полицию, когда раздался лишь первый звоночек. Тогда на семейного дебошира составят протокол, — говорит Андрей Васильевич. — И эта мера для некоторых оказывается очень действенной. Опыт наших участковых показывает, что второго случая рукоприкладства может и не наступить. Но если все же история повторилась, то дебошира ставят на учет, его семью посещает участковый, который опрашивает соседей, наведывается к супругам, интересуется у жены поведением мужа. Следующий выпад семейного насильника приведет его к уголовному делу и разбирательству в зале суда. А вот безнаказанность порождает более тяжкие преступления.

Пострадавшая женщина должна быть готова и к прохождению судебно-медицинской экспертизы, где, как говорят в народе, «снимают побои», и к вопросам правоохранителей. Многим требуется не только «залечить» синяки, но и душевные травмы. Нужна помощь психолога и других специалистов. В Краснодаре есть центр, куда мы рекомендуем обращаться пострадавшим от рук своей половины.

— Андрей Васильевич, а на какой почве возникают семейные скандалы и рукоприкладство?

— В большинстве случаев на почве ревности. Мужчины ревнуют своих жен, отсюда и скандалы, и побои. Есть ли реальный повод ревновать жену или нет, не могу сказать. Но поднимать руку на женщину права мужчине никто не давал.

И мужчине досталось

— А бывает, что попадает, наоборот, супругу?

— Такой случай на моей памяти был всего один. И это была уже пара с большим стажем супружеской жизни. Пенсионерке надоело, что муж частенько прикладывается к бутылке. А заначку с горячительной жидкостью мужчина прятал в санузле. Вычислив, где находится тайник, и заметив, что муж в очередной раз закрылся в туалете, жена крикнула, чтобы не выходил и дверь не вздумал открывать, а не то метнет нож. Муж не расслышал угрозы, а когда открыл дверь, получил небольшое ранение. Оскорбленный, он написал заявление в полицию, что жена угрожала ему убийством. Конечно же, последовало разбирательство. Но поскольку вред здоровью мужчины был причинен минимальный, в возбуждении уголовного дела было отказано.

— Андрей Васильевич, а в каких семьях чаще всего возникают ссоры и драки?

— Я бы не сказал, что скандалы вспыхивают только в неблагополучных семьях. Бывает, что пара живет в достатке, люди не злоупотребляют спиртным, а страсти кипят. В основном ссорятся молодые супруги. Нередко скандалы возникают, когда муж и жена находятся на грани развода и речь идет о разделе имущества.

В карантин кулаками не размахивали

— Кстати, когда начался период самоизоляции и карантина, многие прогнозировали всплеск семейных скандалов, ведь, как правило, люди остаются дома, и им надо, что называется, «выпустить пар». Ваша статистика подтверждает это?

— Эти прогнозы не оправдались. У нас с начала года наблюдается снижение бытовой преступности. Если в прошлом году таких преступлений за 5 месяцев было зарегистрировано 21, то сейчас на 14 меньше, – констатировал Андрей Талдыкин.

Как поняла корреспондент, больше всего в период изоляции люди жаловались участковым на нарушение тишины. То дети громко кричат и скачут допоздна «по потолку», то музыка играет, что мешает спать. Еще, сидя дома, люди занялись ремонтами, начали сверлить стены, молотком стучать.

— Что предусмотрено за такое поведение?

— Штраф от тысячи до трех тысяч рублей, если ремонт производится в темное время суток или в выходной день. То же и за громкую музыку, и за шум. Люди вызывают участкового, который и разбирается в конфликте.

Отцы и дети

Кстати, бытовые преступления и правонарушения – это не только ссоры супругов. Это скандалы с соседями, а также между родственниками.

Например, возбуждалось уголовное дело в отношении дочери, которая оставляла своей матери детей, а сама гуляла, развлекалась. Эдакая мать-«кукушка». Когда отец сделал замечание, женщина кинулась на отца с ножом и ранила его. Она не была ни наркоманкой, не имела раньше проблем с законом. Вред здоровью родному отцу она причинила легкий — наказание, назначенное ей, не было связано с лишением свободы. Но надеемся, что молодая мать извлекла из этого урок и будет более уважительно относиться к своим родным.

Другой случай: молодой парень злоупотреблял спиртным, был замечен и в употреблении наркотиков. При этом нигде не работал, требовал деньги с отца, который в очередной раз взял да и ответил отказом, посоветовав взрослому ребенку устроиться на работу.

Тогда сын вспылил, схватил нож, угрожал родному человеку убийством. Для него это закончилось уголовным делом, затем судом и лишением свободы.

— Как вы считаете, семейных конфликтов, насилия и драк можно избежать?

— Можно. Надо ставить дебошира на место. А если не получается усмирить взрывной характер, лучше с таким человеком расстаться.

Как показывает статистика, чаще возникают семейные конфликты между официальными супругами. А вот сожители ссорятся реже. Потому что эти люди, если в их паре что-то не клеится, просто расходятся и не продолжают отношений. «Официальным» парам есть что делить: и жилье, и имущество. И, конечно, пострадавшим женщинам, чьи нервы и здоровье требуют восстановления, лучше обратиться в реабилитационный центр.

Виктория Николаенко.

фото: Анатолий Поздняков

Тел. реабилитационного центра для женщин, подвергшихся семейному насилию: 8(8612)35-24-80.