Вопрос о ее строительстве был поднят крымским ханом Саадет IV Гераем после очередного набега горцев на татарское поселение в Геленджике.

Место для наблюдения за побережьем

Изначально на землях татарского поселения в Геленджике и планировалось возвести крепость, но по просьбе абазинского племени, обратившегося к отцу последнего крымского хана Шахин-Герая, решено было подыскать другое место. Так и была выбрана точка на окраине нынешнего Новороссийска, откуда хорошо просматривался вход в Голубую бухту Геленджика.

Строительство крепости Суджук-Кале велось под руководством турецкого архитектора, для ее возведения сюда был прислан турецкий флот. Считается, что основными строителями здесь были татары бурлацкого поколения едичкульской орды (ныне – район Херсонской и Запорожской областей). Строительство крепости было завершено в 1722 году.

Порой можно встретить различные версии о дате основания Новороссийска. Чаще всего имели в виду как раз время основания турецкой крепости Суджук-Кале.

К тому времени, в 1720 году, был заключен русско-турецкий договор о вечном мире. В сферу интересов России эта местность попадет спустя несколько десятилетий, после выхода границ страны к Черному морю.

Крепость с фонтаном

О том, как выглядела крепость Суджук-Кале, стало известно сравнительно недавно, после того как были обнаружены документы, позволившие получить общие представления об устройстве этой крепости. В работе заместителя директора Новороссийского исторического музея-заповедника по научной работе Льва Степко об особенностях строительства и конструктивного устройства фортификационного сооружения Суджук-Кале начала XVIII века можно найти описание крепости: «Она представляла собой квадрат с длиной 210 метров. Высота крепостной стены в пределах 10 метров, ширина – 4 метра, венчал стену парапет зубчатой формы с бойницами. Все четыре угла крепости завершались пятигранными башнями с бастионами… Бастионные площадки позволяли размещать восемь-десять пушек и осуществлять прицельную стрельбу по определенным направлениям. У подножия крепостных стен был выкопан шестиметровый ров. Входные ворота располагались с восточной стороны».

На территории крепости размещались дом паши и его помощника, продовольственный склад, орудийные системы, тюрьма, арсенал, пороховое хранилище, мечеть, баня, учебные здания, лавка, дома для янычар и даже фонтан.

Торговали рабами

Уже во времена Екатерины II был издан «Месяцеслов», в котором можно было прочитать: «… Сучак-Кала есть небольшое четырехугольное стеною огороженное местечко, возле которого хорошая гавань. Она ныне главнейшее место…, где турки имеют начальника, который с близлежащих уездов собирает подать и содержит их в послушании. Сюда приезжают также и для торговли…».

Подать собиралась в виде рабов, поставляемых горскими племенами, продававших в основном пленных и членов их семей. Кроме того, в рабство обращались также все иноземцы, не пользовавшиеся покровительством местных князей. Ежегодно из Суждук-Кале и Геленджика в Константинополь вывозились до 12 тысяч рабов, в том числе черкешенки для турецких гаремов.

То ли мыши, то ли колбаса

Существует несколько версий о том, что означает название крепости, у которой, как оказалось, имеется несколько похожих по звучанию названий – Суджак-Кале, Джоу-Джук-Кале, Согуджак-Кале, Сунджук-Кале, Сучак-Кала и другие. Также не существует единого мнения и о переводе названия крепости. В разных источниках можно найти ее русские варианты – «Холодноватая», «Колбасная крепость» или «Крепость мышей».

Тем не менее, названия, идущие от крепости Суджук-Кале, сохранились и в нынешней городской топонимике – Суджукская коса, Суджукский лиман, остров Суджук, Суджукский маяк.

В постоянно действующей экспозиции Новороссийского исторического музея-заповедника находится надвратная плита, висевшая над главными воротами крепости, где, в частности, говорится: «Эта новая крепость стала преградой  на пути врагов. И пусть Аллах даст ей долгую жизнь…».

По свидетельству посещавших крепость путешественников и исследователей, в ней постоянно проживали 400 человек. При этом все продукты привозились из Тамани или закупались у местных жителей. Известный российский историк Василий Потто назвал Суджук-Кале «скромным татарским городком».

Центр интриг

Во второй половине XVIII века крепость Суджук-Кале становится центром интриг Турции, желавшей вернуть Крымское ханство под крыло Османской империи. Суджук-Кале стала местом базирования турецкого флота, сюда неоднократно приезжали и высшие чины турецкой армии, и многочисленные эмиссары, агитировавшие местное население выступить против независимости Крыма.

Согласно Кючук-Кайнарджийскому договору (1774 г.) Турция обязана была вывести свой гарнизон из Суджук-Кале, оставив его татарскому населению. Однако Турция отказалась передать Суджук-Кале Крымскому ханству, ссылаясь на отсутствие в договоре конкретного упоминания о Суджук-Кале. Известно, что для того чтобы горские племена согласились признать себя подданными Турции, проводился подкуп князей местных племен.

Вскоре в Суджук-Кале остался только турецкий гарнизон, в составе которого было всего 30 янычар. Без татарского населения укрепление быстро пришло в упадок. Турки делали все для того, чтобы усилить крепость, но сами янычары отказывались ехать в Суджук-Кале и при возможности бежали, даже вместе с офицерами, лишь бы не оказаться в крепости.

Вымерший гарнизон

Вскоре для крепости настали особо трудные времена. Сначала местные племена штурмовали крепость и сожгли при этом все постройки. Гарнизон крепости, оставшийся без провизии, хотел расстрелять коменданта, но тому удалось откупиться. Впрочем, судьбе гарнизона не позавидуешь, он почти весь погиб от голода. Прибывший в мае 1782 года новый комендант крепости Ферах Али нашел в живых только одну супружескую пару, обессилевшую от голода.

Впоследствии Ферах Али решил реконструировать Суджук-Кале и многое для этого сделал. В 1784 году для возведения новых укреплений в Суждук-Кале был приглашен известный французский инженер Де-Лафит-Клаве.

Новая история Суджук-Кале началась после 1791 года, когда поочередно в крепости появлялись то русские, то турецкие войска. А в 1829 году, после заключения Адрианопольского договора, территория в районе нынешнего Новороссийска окончательно отошла к России.

Провокация в бухте

За два года до основания современного Новороссийска в Суджукской бухте произошли события, повлекшие за собой крупный международный скандал, чуть не закончившийся войной между Российской и Британской империями.

Российский военный бриг «Аякс» задержал в районе Суджукской бухты британскую шхуну «Виксен», с которой в тот момент производилась выгрузка пушек, оружий и пороха. Однако в Лондоне в ответ на пресечение провокации прозвучали призывы объявить России войну и ввести британский флот в Черное море. Император Николай I приказал привести в боевую готовность армию и флот. Лишь после этого страсти в Лондоне стали утихать, а затем «Дело «Виксена» и вовсе было замято.

Кстати, захваченная шхуна затем вошла в состав Черноморского флота под новым названием – «Суджук-Кале».