Пожар на теплоходе 1 сентября 1948 года

Теплоход «Победа», полученный по репарации после войны Черноморским морским пароходством был широко известен не только на Черном море, но и во всей стране. В 1968 году именно на его палубе Андрей Миронов исполнил песню «Остров невезения», которая прозвучала в фильме «Бриллиантовая рука». Во второй половине лета 1948 года судно совершало рейс Одесса-Нью-Йорк-Одесса. На его борту были сотрудники министерств и ведомств, работавшие за рубежом, а также семья китайского маршала Фэн Юйсяна, следовавшая в Китай через Советский Союз.

При подходе к Гибралтару капитан получил распоряжение принять на борт в Египте группу армян-репатриантов, которые затем были доставлены на теплоходе в Батуми. И по этой причине «Победа» несколько изменила свой маршрут перед тем, как направиться в Одессу.

Новороссийск стал последним портом, упоминавшимся в радиодонесении, отправленном с борта «Победы» 1 сентября 1948 года. О трагедии на судне страна узнала 5 сентября из сообщения ТАСС, появившегося на последней странице газеты «Красная звезда» под заголовком «Несчастный случай на теплоходе «Победа»: «… В пути на теплоходе возник пожар ввиду неосторожного обращения с кинопленками, которые загорелись. Имеются жертвы. Среди погибших маршал Фэн Юйсян и его дочь. Теплоход доставлен в Одессу. Ведется расследование».

О том, что и как произошло, вспоминал позже военный историк капитан 1-го ранга О. Бар-Бирюков, мало кто знал. Пожар на судне возник уже после того, как «Победа» прошла Новороссийск. Причина пожара – возгорание кинопленки – порой подвергается сомнению из-за того, что первыми загорелись вовсе не пленки, а ящики с какой-то начинкой совсем в другом помещении. Весьма странно, писал историк, выглядит информация о том, что американское радио передало сообщение о пожаре еще до его фактического возникновения.

А итог происшествия печален: при пожаре погибли 42 человека — 2 члена экипажа и 40 пассажиров. Решением суда, продолжавшегося пять месяцев, радист был приговорен к 8 годам заключения, помполит – к 10, капитан и киномеханик – к 15. Строже всех был наказан старпом, отвечавший за пожарную безопасность – его приговорили к 25 годам лишения свободы, максимальному сроку в то время.

Беспорядки 9 января 1956 года

К человеческим жертвам привели события, разыгравшиеся в Новороссийске на почве конфликта местных жителей с сотрудниками правоохранительных органов. Уже на следующий день после инцидента информация была предоставлена ЦК КПСС и Совету Министров СССР Министерством внутренних дел СССР.

По официальной версии, все началось вечером 9 января после того, как группа молодых людей численностью 15-18 человек, взявшись за руки, загородила дорогу прохожим на центральной улице города. На эти действия, сопровождавшиеся оскорблениями встречных прохожих, в том числе женщин, прореагировал находившийся поблизости постовой милиционер, попытавшийся разогнать толпу хулиганов.

При этом один из молодчиков нанес милиционеру несколько ударов, но был задержан и доставлен в отделение милиции. После этого приятели задержанного попытались освободить его, и им в этом стали помогать отдельные горожане, возвращавшиеся после киносеанса. В итоге образовавшаяся толпа напала на милиционеров, проникнув в отделение. В ответ сотрудники правоохранительных органов применили табельное оружие, убив оного из нападавших и ранив несколько человек.

Пытаясь уйти от расправы, сотрудники милиции укрылись в здании Госбанка СССР, которое разбушевавшаяся орава стала забрасывать камнями и палками. В это время у шестидесятидвухлетнего сотрудника милиции случился сердечный приступ, который стал причиной смерти. К тому времени толпа, увеличившаяся до тысячи человек, ворвалась в почтовое отделение и на другой милицейский участок, где был избит и тяжело ранен ножом в спину еще один постовой милиционер.

Разогнать толпу и восстановить порядок удалось только с помощью военнослужащих Советской Армии и пограничных войск. В результате беспорядков, по данным книги В. Козлова «Неизвестный СССР. Противостояние народа и власти 1953-1985», погибли несколько человек, точное число которых так и не было установлено. К различным срокам заключения были приговорены 15 хулиганов.

Авиационная катастрофа 26 марта 1966 года

Пассажирский рейс № 553 выполнялся по маршруту Краснодар-Анапа и обратно. После посадки в Анапе пилот самолета получил указание направиться в Новороссийск и забрать оттуда пассажиров до Краснодара. При этом диспетчер не позаботился о том, чтобы в Анапском аэропорту пилоту выдали прогноз погоды на участке от Анапы до Новороссийска. А между тем на этом маршруте была сильная облачность, шел дождь, что сильно снижало видимость полета. Более того, Краснодарская метеостанция внесла необходимые коррективы в прогноз, но он не был передан в аэропорты Анапы и Новороссийска.

Новороссийском аэропорту на борт самолета сели две пассажирки с двумя детьми, а еще было загружено 10 килограммов почты. В итоге с задержкой из-за сильного ветра самолет вылетел из Новороссийска. К тому времени нижняя граница облаков в Новороссийске снизилась до 180 метров, а видимость упала до 5 километров. Спустя пять минут после взлета самолет оказался в зоне тумана, где видимость не превышала 200 метров. Через несколько минут самолет Let-200D Morava на высоте 220 метров над уровнем моря наскочил на деревья на горном склоне и, пролетев еще 300 метров, врезался в склон противоположной горы. Разрушенный самолет был найден через трое суток у северо-западного берега озера Абрау. Все пять человек, находившихся на борту, погибли.

Угон самолета в Турцию 7 ноября 1982 года

В то утро пассажирский самолет Ан-24Б 1-го Краснодарского авиаотряда выполнял рейс по маршруту Краснодар-Новороссийск-Одесса. В Новороссийском аэропорту самолет был дозаправлен. На его борту находились 43 человека, преимущественно жены моряков, у которых этот маршрут пользовался большой популярностью.

Когда авиалайнер еще набирал высоту, на вышедшего из кабины бортинженера напал преступник, попытавшийся поразить члена экипажа ножом в сердце. Этому сумел помешать 59-летний судомеханик из Одессы. В это время второй злоумышленник выстрелил в лицо бортинженеру, после чего ему было нанесено еще 11 ножевых ударов.

Угонщиков было трое – два брата 27 и 20 лет и их двоюродный брат 23-х лет, все жители Абинска. Они являлись этническими немцами и мечтали покинуть страну. За два года до события они подавали прошение на выезд в ФРГ, однако для этого им предстояло выплатить пошлину, которая должна была компенсировать затраты государства на образование, лечение и так далее. Нужной суммы у братьев не оказалось, поэтому они и решили угнать самолет в Турцию.

Под угрозой взрыва самолета, угонщики заставили пилота повернуть на Турцию. На перехват воздушного судна было направлено звено из МиГов-25, которые перепутав данные, искали Ан-24Б на иной высоте. Через несколько часов захваченный самолет совершил посадку на аэродроме американской базы близ Синопа. Лишь после того, как угонщики убедились, что они не на советской территории, они сдались военным.

Через сутки самолет, пассажиры, члены экипажа и двое раненых были доставлены в Одессу.

Летом 1983 года братья предстали перед турецким судом, они обвинялись всего лишь в незаконном проникновении на территорию Турции. Еще через три года все они были досрочно освобождены и перебрались в Западную Германию.

А вот членов экипажа потаскали по всяким собраниям, обвинив их в том, что они испортили празднование годовщины Октябрьской революции, а также инкриминировали неправильные действие бортинженеру и стюардессе. Наказаны члены экипажа были лишением премии и получением выговоров.