Что мы знаем о сне? Несмотря на развитие медицины, научных технологий, в вопросах сна еще много белых пятен.

До сих пор ученый мир ищет причины опасных расстройств сна, бьется над эффективным лекарством от бессонницы. И помогают человеку в поиске ответов… братья наши меньшие.

Хороший друг редакции, ведущий научный сотрудник Института проблем экологии и эволюции РАН (Москва) и Центра нейро-биологических исследований Калифорнийского университета (Лос-Анджелес), кандидат биологических наук Олег Лямин вернулся из командировки во Вьетнам, где вместе с коллегами проводил исследование сна экзотических животных. В поле интереса ученого на этот раз попало самое маленькое парнокопытное на нашей планете — малый оленек.

— Как раз за пару месяцев до объявления о пандемии мы поехали во Вьетнам в национальный парк «Бу Зя Мап», что в 150 километрах от Сайгона, где наш институт проводит исследования в рамках программы Российско-Вьетнамского Тропического научно-исследовательского центра, — рассказывает мне Олег Ирикович. — В качестве объектов исследования был выбран оленек малый, или яванский олень, парнокопытное жвачное животное.

Кто не видел оленька? Открывайте Интернет и наслаждайтесь видом этого «мимимишного» животного. Оленек – это самый маленький олень на планете, его вес чуть больше двух килограммов, а детеныш весит всего 150 граммов.

— Самое главное для нас, ученых, что оленек – это одно их наиболее «древних и примитивных» копытных. Он появился на планете и сформировался как вид примерно 40 миллионов лет назад, за 20-30 миллионов лет до появления предка современной лошади, — продолжает ученый, с которым мы встретились в Новороссийске, где он успешно отсидел карантин после командировки во Вьетнам. – В связи с этим нам интересно сравнить особенности сна современных и древних видов, чтобы понять, как сон сформировался и эволюционировал у животных.

Наблюдения за оленьком проводились в заповеднике, где в просторном вольере проживает около двадцати животных. Ученый говорит, что наблюдать за повадками этих животных со стороны очень забавно. Животные пугливые, ведут скрытный образ жизни, благодаря чему они и сохранились в дикой природе. Передвигаются крадучись, скорее, как кошки. Когда понимаешь, что перед тобой парнокопытное, самый настоящий олень, но карликовый, становится не по себе. Ловили оленьков ученые сачком, как бабочек!

— Для нас было важно, чтобы животные находились в естественных для себя условиях – в национальном парке. Мы устанавливали на них современное миниатюрное оборудование, чтобы измерять двигательную активность, регистрировать электрическую активность мозга, в том числе и во сне, — рассказывает Олег Лямин. – Нам удалось выяснить, что у оленьков быстрая фаза (РЕМ-сон, парадоксальный сон) очень мала, примерно двадцать минут в сутки. А медленного сна, наоборот, много. Это объясняется тем, что РЕМ-сон – наиболее глубокий. Поэтому такие уязвимые животные, как оленьки, должны быть бдительными и уметь вовремя проснуться, если на них нападают хищники. А еще мы поняли, что эти животные спят с открытыми глазами. Мы пока не знаем, видят ли они при этом сон. Будем пытаться это выяснить. Вообще, об этих удивительных животных ученому миру известно очень мало. Мы поняли, что они очень активны ночью и ранним утром, гуляют и едят, а днем в жару спят в укромных местах.

Ученые находились во Вьетнаме в самый разгар эпидемии коронавируса в соседнем Китае и в начале пандемии в Европе. 29 марта они вернулись в Россию предпоследним регулярным рейсом перед тем, как воздушное сообщение между странами закрылось окончательно.

— Мне понравилось отношение законопослушных вьетнамцев к ситуации с пандемией: 98 процентов местного населения были на улице в масках, хотя заболеваемость во Вьетнаме была и остается очень небольшой. Жуткое впечатление оставил огромный и пустой международный аэропорт Сайгона, в котором в день нашего возвращения был всего лишь один рейс — в Москву, — продолжает Лямин.

Научные исследования сна животных нашими учеными ведутся не первый год. Основная база для этой работы находится на Малом Утрише под Новороссийском, где эксперименты проводятся на курах, африканских страусах и австралийских птицах эму. Об этом газета «Новороссийский рабочий» уже писала. Птичкам устанавливают на голове датчики величиной со спичечную головку, они регистрируют энцефалограмму и кардиограмму, движение глаз во время сна. Данные передаются на компьютер. Задача ученых – посмотреть, как различается сон в неволе и в природе. А в глобальном смысле – сравнить сон различных животных: от слона до мыши, от крысы до дельфина, от страуса до курицы. Несколькими годами ранее Лямин и команда изучали сон слонов в Африке, летучих мышей, дельфинов и морских котиков.

Олег Ирикович поясняет, что сон очень консервативен, во многом похож у млекопитающих и птиц. А также что цель его работы – не только понять, как спят птицы, котики и дельфины, но и для чего нужен сон вообще, а в перспективе научиться качественно бороться с такими проблемами сна человека, как бессонница, расстройства быстрого сна, апноэ, храп и другие.