Заблуждение № 1. Ими не рождаются

А вот и нет. Многие дети рождаются с зачатками гениальности, но это умение можно развивать так же, как и другие свойства личности. Человеческий разум очень гибок и пластичен. Если в детстве ребенок не получал достаточного образования, ему, безусловно, будет трудно догонять и перегонять сверстников. Но это не невозможно. Все дело только в правильном обучении и тренировке мозга.

Зато даже в обычных семьях, где удалось найти и применить специальные приемы раскрытия человеческого потенциала, вырастают таланты, выдающиеся люди и гении. Есть мнение, что обучение будущего ребенка во время беременности оказывает неизмеримо большее влияние на будущие способности, чем отбор генов.

Заблуждение № 2. Без университета не обойтись

Это не так. Например, Эдисон проучился в школе всего 3 месяца. Линкольн учился менее года. Бенджамин Франклин бросил учебу, когда ему было 10 лет. Александр Белл вообще не учился в школе, а занимался самообразованием. Стив Возняк, Стив Джобс и Билл Гейтс недоучились в колледже: их отчислили раньше времени. Исаак Ньютон признавал, что в школе ему скучно, и тоже не учился в школе. Все эти люди любили читать книги, получать новые знания и проводили за этим занятием целые дни.

Заблуждение № 3. Со злодейством не совместима

В принципе, в каждом человеке заложены и добро, и зло. В разные моменты жизни эти начала по-разному себя проявляют. На www.nama.livejournal.com читаем, что человек, гениальный в своем творчестве, в жизни, в отношениях с другими людьми может оказаться непорядочным и подлым. История знает немало подобных примеров. Вот, скажем, Исаак Ньютон сделал все возможное и невозможное, чтобы имя его учителя Гука навсегда забылось. Есть предположение, что именно Ньютон уничтожил все портреты наставника, тщательно скрывал его работы, особенно те, в которых Гук давал явную подсказку того, что впоследствии было названо законами Ньютона. Ревность, нежелание делить славу породили в нем «злодея». И таких примеров множество.

Заблуждение № 4. Все дело в генах

Считается, что одаренность не зависит от генов. Этот вывод был сделан на основании многочисленных фактов, когда в семьях гениев, не знающих методов воспитания, вырастали обычные дети. «Как жаль, что отпрыск неразумный рождается у мудреца. Не получает неразумный талант и знания отца», — написал когда-то в древности Рудаки Абу Абаллах Джафар.

К этим же выводам приводят современные наблюдения в начавшуюся эпоху искусственного оплодотворения за детьми, зачатыми от спермы нобелевских лауреатов и звезд эстрады и кино. Сегодня таких детей в мире насчитываются десятки тысяч, и многие уже стали взрослыми. Результат этой социогенетической и перинатальной практики однозначен: сами по себе гены ничего не решают.

Но, по мнению психиатров, выдающиеся люди чаще рождаются в семьях, где предки по одной линии проявляли одаренность, а по другой — были психически ненормальными. Оба эти качества через поколения накапливались в подсознании потомков. И в итоге наступал момент, когда в одном из отпрысков сила скопившейся одаренности и болезни достигала «критической массы», — тогда и рождались Тургенев или Бетховен. Душевная болезнь в жизни таких личностей выполняет роль ключа, открывающего темницу подсознания, откуда вместе с врожденной шизоидностью выплескиваются яркие идеи и образы.

Заблуждение № 5. Психика не страдает

Оказывается, у большинства выдающихся личностей, сыгравших заметную роль в истории человечества, были симптомы умопомешательства. Так, живописец Исаак Левитан страдал маниакально-депрессивным психозом. Это доказывает хотя бы то, что ни на одной его картине нет даже легкого очертания фигуры человека — только природа. Причина проста: он жутко боялся и ненавидел людей. Контакты с ними давались ему с большим трудом. Лишь на некоторых из полотен есть фигуры людей кисти его друзей.

А Ганс Христиан Андерсен был болен неврастенией, мучился от маний: боялся болезни, пожара, кораблекрушения, высоты, опоздать на поезд, потерять паспорт, забыть важные бумаги в книгах, оставить свечи непогашенными, принять ошибочную дозу лекарства и что письма попадут не в тот конверт. Этой же болезнью страдали Карл Маркс, Владимир Бехтерев, Михаил Зощенко. Мэрилин Монро была истеричной психопатичкой.

Лопе де Вега, Александр Дюма-отец, Вольфганг Амадей Моцарт были жертвами гипоманиакального психоза и по нескольку дней могли находиться в плену радужных бредовых иллюзий, когда их переполняла энергия. На самом деле их внимание, необходимое для плодотворной работы, в эти моменты было расконцентрировано. Они становились развязны, фамильярны и суетливы. Потом эта эйфория быстро сменялась раздражительностью, грубостью и чванливостью.

А Георг Гегель, Густав Малер и Морис Равель страдали от синдрома навязчивости, терзались преследующими их мыслями, которые они воспринимали как неприличные или вздорные, против воли повторяли одни и те же действия, например, мытье рук или постоянное приглаживание волос.

Заблуждение № 6. Видимых примет нет

Конечно, по мнению немецкого психолога Эрнста Кречмера, «среднестатистический» гений представляет собой психопатичную личность со сверхчувствительными нервами, бурными аффективными реакциями, малой способностью к приспособлению, постоянными капризами и перепадами настроения, раздражительностью и обидчивостью.

Но на первый взгляд, конечно, не разглядеть знаков гениальности, которые, как утверждает итальянский психиатр и антрополог Чезаре Ломброзо, «отпечатываются» на черепе поцелованного Богом. Так, у гениев непропорционально развита затылочная кость, а лицевой угол (подбородок) составляет менее 70 градусов (у нормальных людей – 90 градусов). Кроме того, сама костная ткань черепа утолщена, есть теменная трещина и следы среднего лобового шва, которые у обычных людей зарастают еще на первых годах жизни. Чезаре Ломброзо считает, что череп гениального человека чуть меньше обычного и тяжелей из-за склеротических наростов. Он часто ассиметричен и немного приплющен.