Удивительно, как в нашей голове и в фразах, которые мы произносим каждый день, живут древние верования наших предков, мы мыслим шифрами и кодам — говорит Софья Агранович, один из наших ведущих фольклористов. Она, как и Владимир Пропп, очень много говорила о значении смеха.

Снегурочка  не смеется

В древних верованиях, и не только славян, всегда противопоставляются два мира: мир здешний и мир иной. Так вот в царстве мертвых нельзя смеяться, это могут делать только живые. Смерть и смех несовместимы. Если бы герой, проникший в царство мертвых, засмеялся, все бы сразу поняли, что он живой и его б убили. Сказок с подобными сюжетами очень много. Кстати, стоит вспомнить Снегурочку, которая была тиха и молчалива. Так вот она никогда не смеялась. Потому что она была из другого мира, подробно о ней мы уже писали.

В помощь материнству

И тут становится понятно, почему смеялись при родах: люди притягивали к себе жизнь, помогали ребенку родиться живым и здоровым.

Владимир Пропп приводит пример из якутского фольклора. Настаёт время родов двух шаманок. «Оба мужчины выбежали, двух белых жеребят убили, потом на прилавках две жеребячьих шкуры постлали для богини родов. Богиня родов по очереди у той и другой на прилавках каталась. Сильно вспотела богиня родов, умащённая маслом. И все смеясь и смеясь, три ночи тут провела». Богиня родов, о которой идёт речь, это Ийехсит. И речь идет о якутском обряде. На третий день после родов собираются женщины для проводов богини Ийехсит от дома рожениц.

Во время обрядовой трапезы одна из присутствующих начинает безудержно хохотать, что вызывает всеобщую радость, так как предвещает беременность и будущее рождение ребёнка у смеющейся. В этом случае говорят: её навестила Ийехсит.

У эскимосов, когда женщина рожает, муж первым делом бежит за клоунессой, которая должна была смешить женщину во время схваток. И делала она это очень экстравагантно: например, под шубой у нее были смеховые штаны, сзади на них была прореха, а из нее торчала рыба. Женщина смеялась, чтобы ребенок родился живой и самой не умереть. Смех — носитель жизни.

Софья Агранович предлагает вспомнить, какую фразу говорят, когда безудержно смеются до коликов в животе? Хватит смеяться, кабы чего не вышло! Или чрезмерный смех не к добру. А ведь мужчины редко так смеются, это свойственно женскому полу. Девочка сама не знает, почему так говорит. Агранович называет это нераспакованным древним сознанием: наши предки верили, что от сильного смеха можно… забеременеть! Ведь смех — это и есть жизнь. А любая девочка подсознательно боится нежелательной беременности.

Сардонический смех

Не удивительно, что, глядя в лицо смерти, люди смеялись — хотели воскреснуть! Они оставляли себе шанс переродиться, словно оставляли «лазейку», через которую могут вернуться из мира мертвых. Софья Агранович рассказала, как умирали северные охотники на льдине. Когда они понимали, что им конец — льдина оторвалась, плавать они не умеют, да и смысла в этом нет, МЧС их не спасет, -они становились спиной друг к другу, брали в руки оружие и начинали рассказывать похабные анекдоты. Но не в нашем понимании похабности, все это имело для них более глубокий смысл. Они говорили и хохотали. А потом умирали.

Вспомните еще одну фразу: сардонический смех. Практически все понимают значение этого фразеологизма — смех язвительный, злобный, насмешливый. Недобрый, одним словом. А знаете, почему? У древнейшего населения Сардинии, которое называлось Sardi или Sardoni, существовал обычай убивать стариков, которые не могли уже ухаживать за собой. Считалось, что умирать собственной смертью — плохо, очень мало шансов переродиться, вернуться в этот мир, энергия полностью исчерпана. А если ты умираешь, когда хоть какие-то силы есть, то ты сможешь вернуться. Так вот, старикам давали траву омежник, а после сбрасывали их со скалы или забивали до смерти. В этот момент все громко смеялись: и те, кто убивал, и те, кого. Смех в данном случае превращает смерть в новое рождение.

Таких примеров масса и у славян: и на похоронах — был и плач, и смех, провожали и давали дорогу в жизнь; и во время обрядов, связанных с плодородием. Ведь земля рожала. Всем эта фраза знакома. Древние славяне приписывали смеху особую магическую силу, способную усилить плодовитость природы, того же урожая хлебов, трав, плодов, умножение животных и т.д.

Вспомните сказку «Курочка ряба»  в ее первоначальном виде (мы подробно об этом говорили), так там на фоне всеобщего хаоса также слышен смех — символ новой жизни, шанс для человечества.

Так что фраза «смех продлевает жизнь» — это тоже послание от наших предков.