В этом году подразделения пропаганды отмечают свою 88-ю годовщину. В свой праздник специалисты проанализировали причину аварийности.

Кто виноват в ДТП и что с этим делать?

На вопросы «НР» ответила старший инспектор по пропаганде безопасности дорожного движения отдела ГИБДД УМВД РФ по г. Новороссийску Наталья Мельникова.

— Наталья Викторовна, ежедневно, изучая сводки об авариях, мы отмечаем, что предположительные их виновники  — нередко так называемые «люди девяностых», чья молодость пришлась на это время. Это действительно так?

— Нельзя судить однозначно. В авариях виноваты и люди старшего поколения, как правило, в силу возрастных причин, не очень хорошей реакции и так далее. Нередко виноваты и молодые. Но категория «люди девяностых» тоже часто мелькает в сводках.

На это есть объективные причины.  Служба пропаганды в девяностые годы испытывала непростые времена, в школах не проводились лекции и занятия по безопасности дорожного движения. А сегодня мы наблюдаем, что именно таких мам и пап правильному поведению на дороге обучают собственные дети.

Это они после нашего выступления в детском садике ведут родителей в магазин выбирать детское кресло, это они останавливают спешащую на красный свет маму. Не хочу сказать, что все «люди девяностых» такие, ответственные участники дорожного движения, культурные и серьезные есть в каждом поколении. Но вот этот провал, который все-таки был допущен, до сих пор аукается.

Жуткое видео шокирует и воспитывает

— То есть вы уверены, что лекция сможет спасти от аварии?

— И я, и мои  руководители, и коллеги – у нас работает подразделение. А помимо него, мы в одной команде и с управлением образования, и с нашей дорожно-патрульной службой, и с коллективами автошкол, где готовят молодых водителей, и с ветеранами.

Даже режим самоизоляции не затормозил занятия с детьми. Был объявлен конкурс «Автокресло – детям», и все школьники и детсадовцы с энтузиазмом рисовали, сочиняли стихи по этой теме. А одна мама сделала ролик, который потряс всех! Женщина воспроизвела в нем кадры аварии, в которую попала. Ничего не предвещало недоброго, когда она выезжала вместе с ребенком  по неотложным делам. Но как ни спешила, усадила малыша в детское кресло. Жуткие кадры развороченного железа, к машине страшно подойти, но ребенок, хоть и с «румяной» от удара щечкой, улыбается! Спасло детское креслице!

Трагедии, которые не забыть

— По долгу службы вам и вашим коллегам приходится выезжать на самые жуткие аварии, видеть горе людей, потерявших своих близких в одну секунду, в момент ДТП. А какой случай оставил неизгладимый след в душе?

— Привыкнуть к виду людского горя невозможно. Но мой самый первый  выезд на серьезную аварию – я тогда только приступила к должности – врезался в память до мельчайших деталей.  Это случилось 11 лет назад, а я до сих пор без слез не могу вспоминать жуткую аварию в Мысхако. Это был октябрь, и мальчишке-девятикласснику родители подарили мопед. Он погиб мгновенно, врезавшись в препятствие, а его пассажир долго лечился,  остался инвалидом. Этот пример я привожу в беседах с родителями и детьми, ведь аварии с мотоциклами и мопедами до сих пор в рейтинге самых опасных.

Дети, попавшие в аварию, оставляют след в наших сердцах навсегда. Сначала мы, узнав о ДТП с ребенком, выезжаем на место либо звоним медикам, спрашиваем, как самочувствие пострадавшего. Потом выходим на связь с родителями. А потом еще долго общаемся, следим за реабилитацией таких детей.

Об одном из них – Егорушке – вы писали в «Новороссийском рабочем». Мальчик долго восстанавливался, и сейчас продолжается его реабилитация. Я подписана на аккаунт его мамы в соцсетях и всегда радуюсь приятным известиям, маленьким шажочкам ребенка на пути к выздоровлению.

Дети редко хотят вспоминать ужас, который с ними случился. И здесь важно, чтобы и родители, и близкие люди, и мы, в том числе, помогали им поскорее забыть неприятное.

Всегда на связи!

— Сколько комментариев, ответов на телефонные звонки приходится вам  давать ежедневно?

— И еженощно! Пропагандист не спит, отвечая на все телефонные звонки, в том числе и от журналистов. Особенно, если произошла громкая авария. Мы привыкли к тому, что наша работа насыщена звонками и событиями. И главное – четко, корректно донести информацию, никого при этом не обидев.

Не обзывай водителя «оленем»

-Нередко мы видим в соцсетях, как люди буквально упиваются ситуацией, в которой другим, попавшим в ДТП, плохо. А комментарии почитайте! Встречаешь  там такие оценки, типа: «Так им и надо!», «Нечего было лететь, сломя голову!», «Олени!» и тому подобные резкие высказывания. А ведь любая авария – горе в семье. Даже механический ущерб машин – это беготня по инстанциям, деньги на ремонт, нервы… — рассуждает Наталья Мельникова.

Очень хочется, чтобы участники движения были добрее друг к другу, проявляли деликатность, понимание. Собственно, пропаганда БДД – это и есть формирование культуры поведения на дорогах, уважения  друг к другу.

Наша работа в этом направлении начиналась не нами, нашими предшественниками  заложены хорошие традиции. И в этот день – профессиональный праздник – мне хочется сказать добрые слова в адрес ветерана службы пропаганды – Людмилы Ивановны Сорокиной. До сих пор в сложных ситуациях я набираю ее номер, мы встречаемся, советуемся.  У Людмилы Ивановны – бесценный опыт, знания,  и она охотно делится этим с нами.

— Наталья Викторовна, вы уже не скажете, сколько лекций и занятий с детьми было проведено, сколько отрядов юных инспекторов движения было организовано с вашей помощью. А дети вас помнят, часто здороваются, встречая на улице?

— Часто. И это очень приятно, что и помнят, и поздравляют с праздниками. Однажды зашла в магазин и была приятно удивлена, узнав в молодой девушке-продавце активистку «юидовского» отряда.

Нередко по телефону звонят мамы и папы детей.

Нам очень хочется,  чтобы  все усилия, которые мы предпринимаем, дали свои хорошие результаты.

Редакция  «Новороссийского рабочего» поздравляет сотрудников, ответственных за пропаганду безопасности дорожного движения, а также ветеранов службы с профессиональным праздником!

Дорогие коллеги! Желаем вам, чтобы аварий на дорогах было как можно меньше, чтобы водители и пешеходы были грамотными, вежливыми и адекватными. Оставайтесь энергичными, красивыми и здоровыми!