Надеваем медицинские маски, рассаживаемся по внедорожникам. Малоизвестные, но не забытые современниками памятники Великой Отечественной войны – вот цель экспедиции новороссийцев, увлеченных ездой по бездорожью, к которой присоединились журналисты «НР».

Все они расположены в труднодоступных местах – в горах. С Сухумского шоссе резко уходим вверх. Едем такими тропами, где даже пешком передвигаться было бы сложно, а специальные автомобили проходят со свистом. Я в новеньком УАЗе, мой водитель – Евгений Пащенко, его позывной в джиперской тусовке и на соревнованиях по спортивному ориентированию на машинах – «Джон».

 Евгений рассказывает, что с малоизвестными памятниками войны его познакомил школьный преподаватель физкультуры, который своих учеников таскал по горам, рассказывал о подвиге солдат и приучил мальчишек ухаживать за памятниками. Каждый год Джон, который окончил школу почти три десятка лет назад, берет своих товарищей на «железных конях» и накануне девятого мая объезжает все известные ему памятники от Новороссийска до Крымска. Этот год не исключение. А 9 Мая пройдет автопробег по памятникам. В этом, юбилейном году, — с соблюдением всех мер предосторожности, продиктованных карантином.

           «Ястребки» войны

  Город остается далеко внизу. Впереди – хутор Афонка, в котором три двора, на окраине – скромная синяя стела, две пробитые ржавые солдатские каски.

 — Здесь в годы Великой Отечественной войны базировался новороссийский партизанский отряд «Ястребок», состоящий из трудящихся города, — поясняет другой участник нашей экспедиции, хозяин видавшего виды УАЗа, Анатолий Зотов (позывной «Роджер»).

 На стеле выбито несколько скупых строк о «Ястребке», из которых все ясно: простые люди, бывшие труженики, отважные и неравнодушные – они встали против фашизма и победили врага. Алый флаг, символ великой Победы, джиперы водружают над этим памятным знаком.

Еще несколько сотен метров в горы — и перед нами знаменитые Комсомольские поляны, а на них — памятник героически погибшим в 1942-1943 годах воинам 81-й красноармейской морской бригады. Скромный памятник, синяя металлическая оградка. Алый флаг взмывает в небо и здесь.

Большинство памятников, расположенных в наших горах, это как раз такие — скромные, малоприметные, лишенные пафоса, все были установлены сразу после войны. Вот памятник погибшим летчикам на цементном карьере за заводом «Пролетарий» — это обычный металлический крест и солдатская каска. Не знаю, как вам, а мне милей именно такие, которых не коснулись современные технологии, без гранита и мрамора.

          В лес – с болгаркой и мусорными пакетами

Джиперы ездят в лес со сварочным аппаратом, болгаркой, набором инструментов, масляной краской и известкой. Все памятники, которых на Маркотхе несколько десятков, подваривают, ремонтируют, освежают краской оградки. Обязательно берут с собой и мусорные пакеты.

— Мы всегда убираем за собой и за туристами. Посмотрите – какая красота, лес чистый, — говорит хозяин дизельного «Азия-рокста», сотрудник Новороссийского исторического музея-заповедника Игорь Кузин (его позывной на соревнованиях «Ракета»).

Игорь Ракета признается, что объезд памятников лично для него очень важная, священная миссия.

— Моя бабушка Вера Квасильчук в Великую Отечественную попала в плен, после побега примкнула к партизанскому отряду, дед по отцу Петр Кузин был контужен. Мама моя умерла 10 мая, и накануне этой печальной даты мы всегда ее поминаем. Поэтому каждое девятое мая я здесь, объезжаю памятники вместе с другими джиперами. С нами немало людей, и очень приятно, что много молодежи. Мы их своим примером воспитываем, показываем, как нужно относиться к памяти, — говорит он, добавляя, что всегда в горы берет с собой сына. Первый раз тот поехал с отцом пятилетним мальчишкой, сейчас ему восемнадцать.

      Разведчикам обновили надгробия

Мы едем дальше, от  Новороссийска нас отделяют уже два перевала. Вот еще памятники, спрятались в лесной ложбине среди гор. «Воинам 318 стрелковой дивизии, сражавшимся на этих высотах за Родину», — написано на одном. «Здесь похоронены разведчики»,- на другом. Видно, что эти знаки, в отличие от предыдущих, новые. Оказывается, на месте старых памятников в конце апреля установлены современные – из гранита, могилы отделаны мраморной крошкой. Евгений Пащенко рассказывает, что ООО «Транснефть Надзор» вышло с предложением к джиперам обновить малоизвестные памятники, расположенные в горах. Средства собирали работники этого предприятия, скинулись, кто сколько может. Все вместе установили здесь надгробия, ко Дню Победы будут высажены цветы.

— Так приятно: люди с воодушевлением откликнулись на предложение обновить памятники, ведь у всех отцы или деды сражались на войне, у некоторых родные так и не вернулись с фронта. Многие посчитали делом чести  таким образом отдать дань памяти погибшим, — рассказывает инженер этого предприятия Николай Соколов, который тоже с нами. 

               Осколки войны

Я взяла с собой в экспедицию семилетнего сына. За пять минут пребывания возле одного из памятников, мальчишка находит в земле жменю осколков от авиационных бомб времен войны. Казалось бы,  с времени тех сражений прошла целая жизнь, больше 75 лет, а осколки войны можно найти просто под ногами. И не нужно больших усилий, чтобы понять, какая ожесточенная здесь была война, как обильно полита кровью солдат наша землица. Игорь Кузин, сотрудник музея, подтверждает, что до сих пор на Маркотхе он и другие поисковики находят кости погибших солдат, многие еще не опознаны и не захоронены, а во время охотничьего сезона на горе Чугунке он обнаружил неразорвавшийся снаряд от корабельного орудия.

     Джиперам нужна своя территория

Игорь Кузин рассказывает, что обычно автопробег памяти, приуроченный ко Дню Победы, — это массовое мероприятие (только не в этом году, когда собираться большими компаниями запрещено, — прим.авт.). На Маркотхском хребте съезжаются несколько джип-клубов из Краснодара, Крымска, Новороссийска и других городов, колонна, двигаясь по направлению к морю, возлагает венки и цветы к памятникам, на каждом проходит митинг памяти, звучат патриотические песни.

— Сегодня джиперская тусовка довольно массовая, потому что многие имеют внедорожники, любят ездить по горам, — говорит Игорь Кузин, добавляя немаловажную деталь: члены джип-клубов ездят исключительно по существующим дорогам – старым военным или лесников, стараются наносить минимальный ущерб природе. Чтобы внести свою лепту в сохранение лесов, у них стали традиционными и экологические субботники.

Самым же захватывающим мероприятием джиперов становятся соревнования по внедорожному ориентированию. Однако в последнее время они проводятся нечасто — все меньше мест, где можно беспрепятственно проехать или провести соревнования с большим числом участников и зрителей. Такому виду спорта давно нужна спортивная площадка. К тому же за горами скоро появится особо охраняемая территория «Природный парк «Маркотх», некоторые его уголки будут закрыты для проезда.

— Мы вышли с предложение к городским властям выделить нам территорию для проведения спортивных соревнований, самое лучшее место — в глиняных карьерах в станицах Раевской и Натухаевской. Власти рассматривают наше предложение, — рассказывает Кузин.

За один раз мы не смогли объехать все памятники, расположенные в наших горах. Но джиперы пообещали, что ни один из них не останется без внимания. А девятого мая, в великий день Победы, к каждому будут возложены алые гвоздики и сказаны самые важные слова, которые могут быть произнесены потомками великого народа, победившего фашисткую чуму: «Никто не забыт, ничто не забыто».

Фото и видео Анатолия Позднякова