На этой неделе родительские сообщества Новороссийска пересылали друг другу новые страшилки, предупреждающие об угрозе детям.
Показывать или нет — вот в чем вопрос
На одном видеоролике два мальчика просят подпрыгнуть стоящего посередине третьего и делают ему подсечку. Жертва падает спиной на бетон или асфальт. По видео понятно, что дело происходит за рубежом, за кадром иностранная речь. «Предупредите своих детей ни в коем случае не повторять увиденное. Падая, ребенок ломает спину, шею, ребра, оставаясь инвалидом на всю жизнь», — передают родители в сообщении, пересылая видеоролик другим взрослым.
Я несколько раз посмотрела видео, а моя коллега даже не смогла себя заставить взглянуть: ей стало страшно. Я долго думала, показывать ли его своему сыну, ученику четвертого класса. Я не сомневалась, что мой ребенок может попытаться это повторить с друзьями, вместо того, чтобы испугаться и не шутить так никогда.
Как правильно реагировать на подобные сообщения? Показывать ли ребенку, рассказывать обо всех этих ужасах? Или не рекламировать лишний раз? Я вспомнила о том, что после передачи об игре «Синий кит», программирующей детей на самоубийства, вышла новая передача, героями которой стали подростки, признавшиеся, что заинтересовались этой игрой именно после предупреждающей передачи, спровоцировавшей новую волну суицидов.
Реклама или антиреклама?
Перед тем как поговорить с сыном, я позвонила самым разным экспертам.
— Я своим детям видеоролик с подсечкой не показывала, — говорит мне председатель сообщества многодетных семей Новороссийска «Единая семья» Татьяна Кузюткина. — Я уверена, что у детей таким образом легко спровоцировать нездоровый интерес, обратную реакцию. Я, конечно, слежу за подобными сообщениями в родительских чатах, но далеко не обо всем рассказываю детям и тем более показываю. Например, тема с наркотиками меня тоже сильно беспокоит. Но я, рассказывая детям об этой угрозе, не вдаюсь в подробности, чтобы, не дай бог, нечаянно не прорекламировать. Объясняю схематично, что хорошо, а что плохо.
Ведущий специалист Краевого методического центра, психолог Оксана Федорец рекомендует в обязательном порядке знакомить ребенка со страшными видео.
— Лучшая профилактика — это осведомление. Рассказывать, показывать, — ребенок должен полностью владеть информацией. Особенно показывать, — делает акцент Оксана Сергеевна. — Современные дети визуалы, картинка помогает качественно усвоить информацию.
На мои опасения по поводу побочной реакции в виде нежелательной рекламы психолог говорит следующее:
— У любой профилактики есть свои побочные эффекты. 90 процентов детей мы убережем от беды, но у десяти процентов можем, наоборот, разжечь интерес. Чтобы этого не случилось, нужно правильно строить беседу, говорить больше о негативных последствиях, о боли, о возможной инвалидности. Это как с табакокурением. Если просто говорить «курить — плохо», — это реклама. Если показывать картинки, что происходит с органами курящих людей, — это как раз эффективное информирование.
Шутка может обернуться горем
Заслуженный тренер России, мастер спорта по греко-римской борьбе Владимир Холодаев убеждает меня не молчать, а разжевывать ребенку все последствия такой вот новой злой шутки.
— Такое падение может на всю оставшуюся жизнь сделать ребенка инвалидом, ведь он не готовится к подсечке, не группируется. Тем более ребенок падает не на маты в спортзале, а на асфальт или школьный пол, — говорит Владимир Ильич. — Мы, тренеры, на тренировке не устаем предупреждать своих учеников о том, что им даются знания, которые нельзя использовать на улице. Приемы, которыми владеют спортсмены, могут покалечить, убить. Каждую тренировку мы предупреждаем учеников не делать подсечек, не ставить подножек, не толкать в спину, не делать резких движений.
Родитель должен быть примером
Второе сообщение, которое получили многие родители на свои телефоны, было о новом способе убийства. Якобы ребенок получает звонок на мобильный телефон от газовой компании, ему говорят, что идет тестирование оборудования, просят включить газ и не перекрывать вентили, пока ведутся работы. Ребенку предлагают пока отдохнуть на кровати. Он больше не просыпается никогда…
Моя подруга, мама двух мальчиков, один из которых школьник и уже выпрашивает у мамы личный телефон, прочитав страшилку про газ, сказала, что она не будет покупать ребенку мобильник еще как минимум три года.
— Мы живем в мире Интернет-технологий, число угроз нашим детям множится с геометрической прогрессией, большая часть угроз идет из глобальной Сети, и мы, родители, должны это знать, — говорит мне благочинный Свято-Успенского кафедрального собора иерей Антоний Новицкий. — Поэтому родитель должен рассказывать в своей малой церкви — в семье, чем все это чревато. В лучшем случае после такой подсечки ребенок останется калекой, в худшем — мы будет ребенка отпевать и скорбеть все оставшуюся жизнь. Мы, старшее поколение, должны оградить ребенка от Интернета, от телевидения, даже от просмотра некоторых мультиков. Именно родитель должен своим примером показывать, как себя вести. Если родитель сам сидит весь день в компьютере или в телефоне, то чего же он хочет от ребенка?
Выслушав доводы всех своих знакомых, я все же решилась показать своему четверокласснику все новые страшилки. Каково же было мое удивление, что мой сын сказал, что с ними он знаком, все эти сообщения давно пришли на телефоны его одноклассников. А на мои рекомендации никогда не делать подсечек другим детям и исполнять приказания незнакомцев, он сказал одну фразу: «Я же не дурак, мама».
Уважаемые родители, а как вы поступаете в этом случае? Позвоните мне по телефону редакции: