При храме святой блаженной Ксении Петербургской в Абрау-Дюрсо под Новороссийском создан профессиональный церковный хор. Для села это настоящее культурное событие.
Матушка взяла на себя мужскую партию
Руководитель хора — настоятель храма протоиерей Сергий Кулаков, член Союза композиторов Кубани, автор многочисленных музыкальных духовных произведений и аранжировок — создал дома настоящую звукозаписывающую студию.
— В студенческие годы я был меломаном, всю стипендию тратил на пластинки, любил музыку разных жанров — от классики до джаза. И к храму пришел тоже через музыку: студентом пел в церковном хоре, — начал свой рассказ отец Сергий, по первому образованию дирижер хора. Он окончил дирижерско—хоровой факультет Ростовской консерватории им. Рахманинова. По второму образованию — регент (регентское отделение при Санкт-Петербургской духовной семинарии). — Первый мой сборник богослужебных песнопений был издан в Москве еще в 1995 году.
Церковный хор при храме святой блаженной Ксении Петербургской был организован по благословению Преосвященнейшего Феогноста, епископа Новороссийского и Геленджикского. Создать профессиональный хор в селе, в 14 километрах от города, — это была нелегкая задача. Где брать исполнителей с дипломом? Так получилось, что четверо из хора — это члены семьи: матушка Евгения и дети.
Старшая дочь Елизавета к моменту создания хора училась на дирижерско-хоровом отделении музыкального колледжа им. Дмитрия Шостаковича, вторая дочь, Таисия, окончила музыкальную школу по классу академического вокала. А матушка Евгения, выпускница регентского отделения Ставропольской духовной семинарии, как с юмором говорит она сама, проявила смирение и временно согласилась исполнять мужскую партию, ожидая прихода мужского тенора.
Под Новороссийском хору не хватает тенора
Часть мужского состава хора нашлась в самом Абрау — в Центре творчества и ремесел. Это Петр Кораблин (он окончил музыкальный колледж по эстрадному вокалу) и Андрей Бондаренко (Ростовская консерватория, пианист). Концертмейстером коллектива стал бессменный руководитель знаменитого новороссийского хора «Элегия» Вячеслав Михайленко.
Отец Сергий говорит, что в хор срочно требуется тенор, но его никак не найдут. Голос такой окраски — большая редкость. Да еще человеку должно быть сподручно ездить на работу за город.
— В церковном хоре, в отличие от светского, объемный и сложный репертуар, — просвещает меня отец Сергий. — Это и канонические распевы, и авторские сочинения. В репертуар коллектива входят произведения Павла Чеснокова, Петра Турчанинова, Сергея Богословского, Дмитрия Бортнянского. Но работа профессионального хора — это не только храмовые службы, но еще и участие в православных музыкальных фестивалях. Мы приняли участие и стали лауреатами двух краевых фестивалей — «Величай, душе моя», «Господи, воззвах…».
Интересуюсь у Сергия Кулакова, как проходит репетиция хора.
— Очень часто дома по вечерам нашим квартетом. Это очень удобно, когда в семье есть представители всех хоровых партий. Маленький Серафим тоже помогает — дирижирует, подпевает. Такие репетиции сближают членов семьи, — рассказывает руководитель музыкального коллектива.
— Мне нравится петь в хоре, я чувствую, что постоянно профессионально расту, — дополняет матушка Евгения.
Таинство сочинения
Сам отец Сергий давно пишет музыку — авторские песни на свои стихи, на богослужебные тексты, аранжировки для хора, в его композиторском арсенале есть произведения для детского хора, симфонического оркестра. Батюшка даже оборудовал у себя дома настоящую музыкальную студию, где профессионально записывается.
Отец Сергий показывает мне комнату, где «совершается таинство сочинения». А муки творчества у священника — как у самого настоящего творческого человека.
— Если я что-то сочиняю, то материал, будь то стихи или мелодия, постоянно крутится в голове, постоянно отшлифовывается, обдумывается. Бывает, что подскакиваю ночью, чтобы записать тот или иной материал. Если не сделаю это сию же минуту, наутро ничего не вспомню, — рассказывает Сергий Кулаков. — Создание произведения, как рождение ребенка, происходит в муках. Так родилась авторская песня о моем любимом селе Абрау-Дюрсо «Край неземной красоты». А создание песни «Пасха Христова» началось с припева, который потом оброс куплетами.
Отец Сергий обожает творчество Сергея Рахманинова. И признается, что и в его духовных и авторских произведениях проскакивают любимые рахманиновские обороты.
— У Рахманинова все гениально, его музыка духовна и пример для подражания в композиторском смысле, — говорит он.
Я поинтересовалась, как общество относится к такому творчеству. Готовы ли современники слушать произведения на духовные тексты?
— Общество давно соскучилось по классической и духовной музыке, — говорит отец Сергий. — Все музыкальное начало зиждется на духовной культуре, ведь самое лучшее человек во все времена всегда посвящал Богу. Я сам воспитан на классике и к Богу пришел через музыку. Наш хор регулярно принимает участие в социальных проектах. Мы выступаем на Рождество и на Пасху в доме престарелых и инвалидов города Новороссийска, и нас там очень тепло принимают. Мы чувствуем, что приносим радость людям. Ведь в жизни каждого человека наступают такие моменты, когда ему нужно услышать музыку, созвучную переживаниям.