Корреспонденты «НР» побывали на летном поле, где базировалась пилотажная группа накануне выступления в Новороссийске, и пообщались с пилотами
На поле стоят 5 красавцев СУ-30СМ. Они уже подготовлены к полету. Кстати, их начинают проверять за 4 часа до вылета. В обслуживающей группе 12 человек, которые тщательно проверяют все приборы и «начинку» самолета на исправность. И так перед каждым вылетом.
Пилоты приезжают на поле, с улыбками подходят к самолетам, усаживаются в кабинах. До полетов с журналистами не общаются, говорят: плохая примета. Однако с легкостью согласились для нас продемонстрировать несколько трюков над аэродромом, хотя до этого планировали летать только над бухтой.
В голове не укладывается, что тяжелые машины могут парить в воздухе с легкостью птицы. Как? Отключают законы физики?
— Законы физики, наоборот, применяем активно! — смеются после возращения. На лицах ни напряжения, ни усталости. По словам пилотов, к перегрузкам привыкают.
— При выполнении группового высшего пилотажа перегрузка составляет в среднем
— Приходилось ли вам летать на самолетах других пилотажных групп?
— Не довелось. Но, безусловно, мы общаемся с коллегами на проведении международных авиашоу. Скажу, что во всех странах в составе таких групп летают высококлассные специалисты. Они нам конкуренты, поэтому нам нельзя опускать планку. Особенно интенсивно развиваются китайцы, да и группа у них — «1 августа» — достаточно сильная.
— Кстати, в составе этой группы есть и женщины. А у нас слабый пол когда-то сядет за штурвал тяжелого истребителя?
— Не знаю. Но вот в Краснодарском училище у нас учатся девушки. Может быть, кто-то из них когда-нибудь и будет летать в составе пилотажной группы. Если брать, к примеру, Турцию, то у них командир эскадрильи «Турецкие звезды» — женщина. Ее зовут Эсра Озатай, мы знакомы. Правда, она выполняет полеты не ведущим, а хвостовым ведомым. Однако мужчинам не уступает ни в чем.
— Ну а парням как можно к вам попасть?
— Обязательно нужно иметь отличное здоровье, хорошо учиться, вести здоровый образ жизни и так далее. Качество, без которого никак, — нужно иметь огромное желание летать. Если ты не любишь эту работу беззаветно и не будешь ей предан, тогда в авиацию точно идти не надо.
— На земную жизнь времени хватает?
— Конечно. У нас у всех есть хобби и увлечения. Мы играем, например, в любительский хоккей. У нас даже есть своя команда. Поохотиться любим.
— Новороссийские девушки интересуются: где вы ищете жен?
— Ну-у-у, где кого сбили, тот там и нашел жену! — смеясь, отвечает командир.
— Как вам Новороссийск с высоты?
— Невероятно красивый город! Условия полетов над бухтой не самые простые. Здесь море, горы, ветровая болтанка, но мы к этому подготовились. Но особо отмечу: для нас большая честь — летать над Новороссийском. И это не громкие слова, это действительно большая честь!
— Показательные выступления — это только шоу? — задаю вопрос члена группы.
— Все фигуры высшего пилотажа имеют практический смысл. Они предназначены для ухода от противника либо нападения на него. Летчик должен легко уворачиваться от нападающего. Поэтому выполнение всех фигур, которые мы увидели на выступлении, — обязательная программа для каждого летчика-истребителя.
— Фигура ангела в небе призвана развлечь зрителя?
— Фигуру пилоты делают на роспуске тепловыми ловушками, которые тоже имеют сугубо практические цели. По сути, это отстрел тепловых целей, который применяется в бою для того, чтобы сбить с толку инфракрасные головки самонаведения ракет неприятеля.
— Летчики раньше уходят в отставку из-за больших перегрузок?
— Срок службы летчиков-истребителей ничем не отличается от других военных. Летчиков во время полета спасают от перегрузок специальные костюмы, которые не дают крови отливать от головы и туловища, но сути это не меняет: каждый летчик-истребитель должен быть безусловно здоровым физически и психически человеком, с отличным вестибулярным аппаратом. Самый строгий отбор по здоровью — именно в авиацию, особенно в истребительную.
Лиана Гиль. Видео автора. Фото Ольги Жук.