До первого сентября этого года идет набор в Навигацкую школу при Государственном морском университете имени адмирала Ф. Ф. Ушакова
В основном сюда поступают выпускники
Сегодня Навигацкая школа меняется, обретает новые специализации и направления — помимо тех, что уже много лет успешно развиваются… Именно о новшествах — наш разговор с проректором ГМУ им. адмирала Ф. Ф. Ушакова Сергеем Панченко.
— В целом, все изменения происходят в рамках реализации концепции развития университета, — сообщил Сергей Васильевич. — Если кто-то внимательно следит за нашими новациями, то уже, наверное, заметил: ряд специальностей имеет различные специализации. Например, юриспруденция предполагает в том числе изучение международного морского права с углубленным освоением английского языка.
Экономисты смогут подробнее вникнуть в специализации «Бизнес—аналитика, финансы и аудит» и «Внешнеэкономическая деятельность и валютные операции». То есть мы сегодня развиваемся в сторону профориентационных направлений, которые в корне меняют вектор подготовки обучения экономике и юриспруденции.
Такие изменения диктует время, а нам, получается, надо предвосхищать эти требования и поставлять на рынок труда необходимых специалистов.
— Сергей Васильевич, но наиболее быстро развиваются сегодня информационные технологии. На что смогут рассчитывать те, кто выбрал это направление?
— Сегодня перед нами поставлена задача максимально расширить направление, связанное с информационным блоком: это информационные системы, технологии и собственно программирование — все то, что в народе называется «цифрой».
Переход на нее — на самом деле гораздо глубже, чем кажется со стороны. Производные данного направления — радиотехника, беспилотное управление, беспилотное моделирование и все, что с этим связано.
Уже со следующего года эти специализации будут активно изучаться в университете, а в Навигацкой школе большая часть предметов так или иначе связана с информационными технологиями.
Есть два «кита» — две кафедры, которые отвечают за это. Кафедра радиоэлектроники и информационных технологий под руководством Игоря Бузенкова развивает такие специальности, как «Информационные системы и технологии», а также «Транспортное радиооборудование».
Второй блок — это кафедра физики. Под руководством Михаила Лопатина разворачивается программа распределенного технопарка, где формируется продвижение всех программ, связанных и с беспилотным моделированием, роботами…
В городских кружках эти направления также культивируются, но нет единой цельной площадки, где все преподавалось бы в комплексе. Мы рады такую площадку предоставить и ждем учащихся, готовых осваивать новые направления, мы ждем новых учеников, которые не только успевают в учебе, но и успевают меняться согласно требованиям времени.
— Сергей Васильевич, сегодня другими становятся сами требования к учащимся.
Какие они?
— Мы уверены, что в наше время просто одной подготовки к успешной сдаче ЕГЭ уже недостаточно. Без практической, проф-ориентационной составляющей такая подготовка не имеет смысла.
Началась борьба за более высокие результаты, за победы в олимпиадах, успехи в проектной деятельности. Вот такие мотивированные школьники нам нужны, и мы будем их обучать, направлять, готовить к олимпиадам самого высокого уровня.
Эта работа уже началась. В прошлом учебном году мы организовали «Морской кванториум» при поддержке Министерства образования и науки Краснодарского края и управления образования администрации города. К нам съехались директора школ со всей Кубани, чтобы рассмотреть возможность создания на базе Навигацкой школы и морского университета краевой площадки продвижения инженерного образования.
Наша идея, кстати, не нова. Взят на вооружение опыт передовых российских вузов, где часть учебного времени перенесена на самоподготовку, а мы все больше вовлекаем учащегося в практическую, проектную деятельность.
В этом году мы пригласили «Хакатон» — это образовательная форум-площадка, куда съезжаются передовые программисты со всего Краснодарского края, учащиеся школ, СПО, вузов. Сейчас на площадках «Сириуса» шесть преподавателей университета отрабатывают методику реализации проектной деятельности. Это делается для внедрения в образовательный процесс Навигацкой школы, которая должна стать еще и центром информационных технологий для школьников.
— Что вы хотите увидеть на выходе, после того как все идеи будут успешно реализованы?
— Успешного выпускника Навигацкой школы и мотивированного на дальнейшее профессиональное развитие абитуриента вуза. Сегодня многие школьники уже пришли к тому, чтобы самостоятельно выбирать новые образовательные траектории, это и дети, которые находятся на домашнем обучении, и многие другие. Но нет единого центра, который аккумулировал бы таких учащихся, создавал индивидуальные программы. Навигацкая школа готова таким центром стать.
Транспортная отрасль, на наш взгляд, наиболее отзывчива на все изменения времени, и нам нужны такие же «мобильные» учащиеся.