В Доме культуры «Кубань» на премьерном показе нового спектакля «Не покидай меня» был полный зал школьников. Трагедию войны со сцены им рассказали те, кто еще совсем недавно, как и они, учили закон Ома за партой. Но без всякого предупреждения им пришлось повзрослеть.
Завтра — это только сегодня
Драма Алексея Дударева посвящена Великой Отечественной войне и поставлена режиссером театра «Кубань» Ольгой Ковалевской. Взрослые практически весь спектакль сидели неподвижно, вытянувшись и подавшись вперед, словно там вдалеке надо было что-то рассмотреть. По всей видимости, они пришли присматривать за своими детьми из «А», «Б», «В» и даже «Г» класса, но подопечных они словно не замечали.
Юные зрители обсуждали, смеялись, замирали — реагировали так, как умели, — по-детски искренне. Как взрослые они не могли погружаться глубоко в себя, они не знают и дай бог узнают не скоро, что такое боль утраты, что такое, когда ты понимаешь: завтра — это только сегодня.
Дети следили за тем, что происходило на сцене. Они безо всякой эмоциональной раскачки попали в водоворот звуков разрывающихся снарядов и крики раненых детей. Голос Левитана провел черту в жизни и на сцене. После его сообщения о том, что началась война, уже не осталось декораций мирной жизни.
Трагизм в простоте. Уже многократно раненый и побывавший не единожды за линией фронта разведчик капитан Михасев не боится умереть, готов выполнять любое задание. Но его последнее поручение оказывается самым страшным: он обязан подготовить четырех бывших школьниц к опасной операции и забросить их в тыл к врагу.
Он практически кричит на старшего по званию: «Это же дети! Мы своих детей, сестер, матерей, жен Гансам под сапоги бросили!». Он требует для себя трибунала, стройбата, которые для него, героя войны, проще этого задания. Но у него нет выбора — он должен это выполнить.
Дети смотрят и видят происходящее на сцене, да и в жизни тоже, совершенно по-другому, не так, как взрослые. Взрослые все понимают, а потому их душат слезы практически с первых минут спектакля. И они стараются их не показать. Дети не знают ничего, а потому вопрос: «что сейчас будет?» — самый популярный. Ребята верят, что вот так, в одно мгновение все закончиться не может.
А потому смеются, когда капитан Михасев заставляет своих бойцов с косичками лежа одеваться и краситься, когда одна из девчонок называет свой отряд ЖОБС — женский отдельный батальон связи. Дети в зале хохочут вместе с детьми на сцене. И даже когда перед главным заданием капитан Михасев находит для них конфеты, колбасу и дает выпить спирт, дети смеются и по залу снова проносится «Ого! А детям можно?». И снова смех. Не смешно только капитану. И редким взрослым в зале.