У одного из авторов этой печальной хроники, Дмитрия Козича, есть заветная мечта – закрыть в один прекрасный день этот ресурс к чертовой матери. Естественно, по причине полного отсутствия обманутых дольщиков.

Летопись брошенных стройплощадок

Люди объединились в 2016 году. Чтобы бороться за свои квартиры, рассказывать о том, что происходит с проблемными домами, и очень-очень редко, но все-таки поздравлять с новосельем тех, кому удалось получить ключи от квартир и выбыть из горькой категории «обманутые дольщики».

Как всегда, сначала появилась инициативная группа, которая и начала активные действия. (Большую организационную работу тогда провела девушка, купившая квартиру в ЖК «Суворовском». Позже она прекратила активную деятельность – с помощью администрации города и края «Суворовский» удалось достроить, люди получили свое жилье).

Страница в «Инстаграме» нужна была еще и для того, чтобы за ситуацией могли следить иногородние собственники, а таких в брошенных домах не один десяток.

– Да, эту работу можно назвать и летописью. Мы постоянно выкладываем видео со стройплощадок наших домов, отслеживаем все изменения, сообщаем все новости. Стройка практически не ведется, планы внешнего управления не соблюдаются. А представители КЖС на заседаниях межведомственной комиссии говорят, что все хорошо. Мы хотим, чтобы все знали правду.

Сегодня сообщество объединяет 420 семей, купивших квартиры в «Посейдоне 1», 120 – в «Посейдоне 2», 270 – в «Суджук-Кале 1» и 140 – в «Суджук-Кале 2». Всего около 1000 семей, точных данных, говорит Дмитрий, у них нет, потому что реестр кредиторов формируется до сих пор, и среди покупателей квартир даже спустя столько лет есть те, кто не заявил своих прав на недвижимость. Сообщество и сейчас еще разыскивает 100-200 своих. Они не выходят на связь, не откликаются на призывы в соцсетях. Может, махнули рукой и перестали верить в возможность получить-таки свои квадратные метры?

Типичная история пострадавшего

У Дмитрия Козича история, как и у сотни его товарищей по несчастью. Купил квартиру в «Посейдоне 1» в 2015 году.

– Тогда в Новороссийске мало строили, а на этом ЖК работа шла активно. Цена была приемлемая. Я проверил всю  документацию, следил за стройкой. В то время КЖС был на подъеме! Как же, компания – спаситель дольщиков ПИКа, городской парад колясок в городе прогремел, своя газета, гендиректор – депутат… К заявленному сроку – 4 квартал 2015 года – они сдать дом не успели. Но это тогда не внушило беспокойства, плюс 6 месяцев для сдачи дома – это для любого строительства норма. Хотелось надеяться на лучшее.

Когда начался 2016-й, Дмитрий начал волноваться и звонить застройщику. В КЖС обещали, называли новые сроки, потом снова переносили их, в общем, известная история. Стройка стояла. Дольщики, повозмущавшись каждый на своей кухне, стали объединяться, вместе бить тревогу, писать письма, записывать обращения, звонить на прямые линии с Президентом, пошли в суды. В процесс включилась администрация города.

– Администрация начала проводить собрания, искать инвесторов, организовала диалог с КЖС, создала автономную некоммерческую организацию «Центр помощи участникам долевого строительства города Новороссийска», – рассказывает Дмитрий. – Я считаю, что именно благодаря этим усилиям были в конце концов достроены «Суворовский» и «Одиссей». С остальными домами пока не получается. Мое мнение, потому, что КЖС не хочет рассматривать никаких предложений со стороны властей.

Дольщики – это сила

Когда в ЖК «Суворовский» и ЖК «Одиссей» получали ключи от новеньких квартир, в аккаунте от души поздравили новоселов.

– Дмитрий, не обидно за себя было?

– Мы искренне поздравили людей, было только радостно за них. Немножко, конечно, грустно, что на наших объектах еще и конь не валялся.

Оставшиеся по сей день в статусе «обманутые дольщики КЖС», рассказывает Козич, все очень разные. Есть и бюджетники, и моряки, и люди на хороших должностях, и многодетные семьи. Кто-то за годы ожидания смог заработать и купить другое жилье, но очень-очень многие до сих пор мыкаются по съемным квартирам, оплачивая аренду да еще и ипотеку за недостроенные квартиры. Несколько человек не дождались своих квартир, скончались, у других сильно подорвано здоровье.

Отдельная история – это взаимоотношения дольщиков и арбитражного управляющего, который был назначен после того, как КЖС объявили банкротом. Сначала в г-жу Тимофееву из дал-е-е-е-кого от Новороссийска Екатеринбурга все верили, как в главного спасителя, а потом…

– Когда дольщики начали «подаваться» в реестр кредиторов, от нее очень долго не было писем о внесении фамилий в документ. Когда ей звонили, она могла не ответить, сказать, что ей некогда, или однажды поведала историю о том, как вызвала на работу специалиста с маленьким ребенком, а тот опИсал присланные дольщиками документы! – рассказывает мой собеседник. – А потом многие увидели реестр и «0» против своих фамилий. Это означало, что не строительная компания должна тебе за купленную у нее квартиру, а ты – ей. Дольщики пошли в суд, арбитраж был завален нашими исками. Не появлялись и обещанные ею инвесторы, стройки как стояли, так и продолжали стоять.

Одно время мы ей верили. Она говорила, что администрация «вставляет палки в колеса», «они не дают документы»… И мы шли разбираться в администрацию. А там нам показывали скрины отправленных документов, чеки от заказных писем, которые ей направляли, рассказывали, как специалисты сами ездили на переговоры по нашим вопросам в Екатеринбург. Мы опять к ней: «Вам же все дали!» А через два месяца снова Тимофеева нам заявляет про «палки в колеса».

В этом году на несколько месяцев строительство на «Посейдоне 1» возобновилось. Дольщики воспряли духом. Их даже стали пускать на объект, чтобы они сами могли видеть, как идут дела. Но потом все вновь остановилось, и летопись мертвых стройплощадок опять стала наполнять ленту «Инстаграм»-сообщества. Дольщики снимали неизменную месяцами картинку из подъездов соседних домов, один даже специально купил квартиру в доме напротив, чтобы держать все на контроле. А дольщик Евгений регулярно, чуть ли не каждый день обходит стройплощадки 4-х домов и делает снимки. Дольщики присылают съемки бомжей, которые облюбовали подъезды, лягушек, живущих в подвалах, стройматериалов, которые потихоньку растаскиваются.

Надежда не умирает

У ДОЛЬЩИКОВ, рассказывает Дмитрий, есть собственное видение того, как можно сдать оставшиеся долгострои – надо найти инвестора, который достроит за свой счет дома КЖС, а потом, получив компенсационный земельный участок, возведет на нем собственный ЖК и будет продавать там квартиры.

– Скажите честно, надежда осталась?

– Надежду сегодня мы связываем со сменой управляющего. На собрании кредиторов, которое прошло 10 сентября, мы голосовали за нового управляющего, местного, из Краснодарского края. Это очень важный шаг – в ходе подготовки к собранию дольщики смогли объединиться, ведь раньше нас было легко не принимать во внимание, дольщики были разобщены. На многих из них оказывалось сильное давление, нам даже угрожали.

– Теперь вы – сила?

– Еще не стали. Вот как только суд сменит управляющего и его команду, чтобы мы все вместе пошли к достройке домов, тогда можно будет сказать, что да.

– Если, дай Бог, дома КЖС достроят, вы закроете страницу обманутых дольщиков?

– Очень хотелось бы! Закрыть все, выйти из всех чатов, которые созданы каждым домом, выбросить кипы документов, собранных за эти годы, перестать отвечать на десятки телефонных звонков и объяснять одно и то же… И забыть все как страшный сон!