Комфортно как в гостинице

Боевой красавец пришвартован на причале Новороссийской военно-морской базы. Он был построен на Зеленодольском заводе им. А. М. Горького в Татарстане и дооборудован на судостроительном заводе в Керчи. Поднимаемся на палубу, проходим внутрь корабля. Сразу поражает уровень комфорта и отделки, непривычный для военных кораблей.

— Действительно, на корабле прекрасные бытовые условия, — рассказывает командир корабля капитан третьего ранга Виктор Овчаренко. Мы заглядываем в каюту командира. Она разделена на два блока — бытовой и рабочий. Выглядит как номер в хорошей гостинице. В бытовой части кровать и санузел с душевой. В рабочей — письменный стол, холодильник, телевизор и необходимые для командира средства связи. На полке — икона Николая Чудотворца, подаренная 11 июня в день поднятия на корабле Андреевского флага.

— У всего личного состава есть телевизоры, по недельному распорядку мы смотрим новости, которые касаются нас и страны в целом, — поясняет командир. — Есть и сенсорные моноблоки, заведенные в сеть, с их помощью мы можем общаться. Матросы размещаются в двухместных каютах с отдельным санузлом. Имеются комфортные душевые, сауна, спортивный зал с современными тренажерами, баскетбольная площадка. На корабле есть стиральные машины, сушилки и гладильные доски.

Осматриваем все эти помещения и ловим себя на мысли, что жить на военном корабле очень даже приятно. Чисто, уютно, а столовая, где питаются моряки, выглядит как небольшое кафе. Даже мягкий диванчик в углу имеется.

— А женщины на борту — до сих пор плохая примета? — интересуемся мы.

— Женщины на корабле были, когда мы проходили государственные испытания. Нас сопровождали представительницы завода. Им нужно было увидеть, как работают системы корабля. И при этом были журналисты-женщины, которые делали репортаж об испытаниях. Все обошлось, примета не сработала, — улыбается Виктор Овчаренко. — Но больше женщин в море мы с собой не брали, и я считаю, это правильно, хотя на Западе в составе экипажей кораблей они есть, там эта примета не работает вообще.

Авианесущие навыки отработаны

— На палубе есть место для посадки вертолетов, уже пришлось опробовать взлет и посадку винтовой машины?

— Конечно, в ходе государственных испытаний. Причем однажды нужно было отработать посадку и взлет в экстремальных условиях при достаточно сильной бортовой качке. Мы специально ждали штормовую погоду, и в итоге в районе Феодосии летчики сажали вертолеты и взлетали при 3-бальном шторме как днем, так и ночью.

— Это сильная качка?

— Ощутимая. Все имущество на корабле закрепляется по команде «По-штормовому!». Личный состав передвигается по кораблю с осторожностью, чтобы не травмироваться. Прием пищи усложняется, тарелку приходится держать на весу в руках.

Отмечу, что ходовые испытания — это определенный драйв, яркие эмоции и совершенно новый опыт и для меня, и для экипажа. Ведь корабль принципиально отличается от аналогов, он современный и авианесущий — с вертолетами мы раньше дела не имели.

А тут отработали по полной с вертолетами Ка-27, Ка-27ПЛ, Ка-29. Корабельные расчеты, обеспечивающие полеты, получили хорошие навыки в этих тренировках, а системы авиационного комплекса корабля прошли проверку по всем качественным параметрам. Кстати, многоцелевой вертолет Ка-27ПС помещается на корабле в специальном авиационном ангаре.

В кормовой части корабля находится бронированная десантно-штурмовая лодка нового проекта.

— Она способна практически бесшумно перемещаться на скорости до 80 км/ч и нести на борту боевую группу в количестве 8 человек, — рассказывает командир корабля. — Как вы понимаете, это существенное преимущество в борьбе с пиратскими и террористическими группировками на море. Как это происходит? Кормовая аппарель открывается, и лодка на ходу корабля выходит в море. На берег она, если можно так выразиться, влетает. Бойцы сразу выбегают на сушу. После выполнения задачи лодка точно так же забирает людей на борт и заходит в корабль.

Может защищать и атаковать

— Чем еще вооружен корабль? — не могли не поинтересоваться корреспонденты «НР».

— Универсальной артиллерийской установкой, обладающей высокой скорострельностью, способной поражать на значительном удалении как надводные, так и воздушные цели.

При этом «Дмитрий Рогачев» — корабль модульного типа. Иными словами, он сделан как лего. Модульный принцип позволяет менять оружие и оборудование корабля в зависимости от задачи. Так, под вертолетной палубой могут размещаться и ударные ракетные комплексы, к примеру «Калибр-НК», и зенитные ракетные комплексы типа «Штиль-1», и модули противолодочного, минного оружия, и противодиверсионное, спасательное, медицинское оборудование, и даже комплект экологического мониторинга морской среды.

Все вышеперечисленное позволяет применять корабль как в оборонительных целях, так и в качестве атакующей единицы.

Кстати, на борту располагается лазарет, он может вместить до 8 человек. Имеются операционные столы, ингаляторы, дефибрилляторы, стоматологическое оборудование, переносной рентген-аппарат и многое другое, что дает возможность оказывать медпомощь не только экипажу, но и тем, кто потерпел бедствие.

— А может этот патрульный корабль вести противодиверсионную борьбу?

— На зачетных испытаниях мы проверили противодиверсионное вооружение. Эта такая станция, опускающаяся с борта корабля в воду. Она подает излучение на расстояние около 300 метров. И вероятный противник в лице пловцов-диверсантов не сможет подплыть к кораблю или охраняемому объекту.

Если излучение дать на полную мощность, то не исключены летальные исходы. Мы проверяли эту аппаратуру на средней мощности, наши водолазы спускались в воду и рассказали, что воздействие очень ощутимое.

— Знаю, что аналогичный корабль «Василий Быков» уже выполнял задачи в Средиземном море. Значит, и «Дмитрий Рогачев» сумеет укрепить наше соединение ВМФ в этом регионе?

— Мы можем вести слежение за кораблями противника на большой дистанции. На борту есть многофункциональная система радиоэлектронного противодействия, она способна защитить корабль от разведки с моря, берега и даже из космоса. Может скрыть корабль от выпущенных по нему ракет и если потребуется, изменить траекторию их полета.

Кроме того, есть системы выдачи целеуказаний, которые помогают системам ЗРК и пушечного комплекса упреждающим огнем защитить корабль от атакующего оружия. Все это повышает живучесть корабля по сравнению с предыдущими аналогами.

Брат-близнец тоже служит на флоте

— Почему вы выбрали службу на флоте? — наш финальный вопрос командиру.

— Любовь к морю привил в детстве отец своими рассказами. Он служил водолазом-глубоководником, спускался на глубину до 100-150 метров. Потом до выхода на пенсию работал в торговом флоте на нефтяных танкерах.

У меня есть брат-близнец, который служит здесь же на военно-морской базе флагманским минером, Павел Овчаренко. Мы оба после школы поступили в высшее военное училище им. М. В. Фрунзе. Закончили противолодочный факультет и отправились служить на флот. Я долгое время служил на тральщике «Железняков». Сначала командиром боевой минно-торпедной части, потом командиром корабля.

В 2010 году получил дополнительное образование — окончил офицерские классы в Санкт-Петербурге. С 2017 года прошел обучение вместе с экипажем в учебном центре ВМФ в Санкт-Петербурге. Это была переподготовка на новые военные корабли. В декабре 2017 года во время формирования экипажа назначен командиром «Дмитрия Рогачева».

А брат после училища пошел служить на малый противолодочный корабль «Касимов» и сейчас дослужился до флагманского минера Новороссийской военно-морской базы.

Справка «НР»

Назван патрульный корабль в честь контр-адмирала Дмитрия Рогачева, под командованием которого в годы Великой Отечественной войны Волжская флотилия доблестно участвовала в обороне Сталинграда. После войны он готовил флотских специалистов в должности командира учебного отряда, командовал бригадой строящихся кораблей в Зеленодольске.

Фото Ольги Жук.