Обычно у этого новороссийского батюшки из-под полы рясы видна шнуровка берцев. Но сейчас лето. Поэтому кеды. В них удобно ездить на велике. А сквозь тонкую ткань подрясника просвечивает тельняшка. Еще бы! Ведь отец Михаил Францев служит Богу в знаменитом 108-м полку Седьмой десантно-штурмовой дивизии (горной) в качестве полкового священника
Зачем бате парашют
Недавно прибыло пополнение, поэтому отца Михаила можно было увидеть на тренажерах воздушно-десантной подготовки с парашютом. Хотя священник отчаянно боится высоты, прыгать ему все равно приходится.
Настоятель полкового храма иконы Божией матери «Нечаянная радость» полный курс молодого бойца прошел три года назад, когда его командировали в седьмую дивизию. Но считает, что военному священнику лучше проживать ту же жизнь, что и солдаты. Тут корреспондента прямо подмывало написать, что и полигон, и казарма — хорошее место для проповеди, где можно проповедовать без слов, поступками. Но отец Михаил к высокопарностям не склонен и поправил журналиста: нужно просто быть рядом с людьми, где им трудно. Причем с любыми — не только с теми, у кого крестик на шее.
В полк прибывают ребята разных вероисповеданий, включая и мусульман, и буддистов. Многие вообще нерелигиозны, а есть такие, у кого еще не было повода выяснить отношения с мирозданием. Ну, не задумывались они о том, как и зачем возникла жизнь на Земле. Но уже призваны ее защищать. В том числе и ценой своей собственной, если придется.
А важное умение любого полкового батюшки — не быть обузой.
— В ходе учений неподготовленный может помешать выполнению командной задачи, а в реальных боевых действиях это может кому-то стоить жизни, — просто объяснил полковой священник.
Между прочим, священник Францев в звании лейтенанта. Вот как это получилось.
Не служил — не мужик!
Михаил долго не мог определиться с будущей профессией, но знал точно: это будет мужская работа. И скорее всего, в погонах. Он и от военкома не прятался. Хотя, когда подошел его призывной возраст, «откупиться и откосить» от армии все еще было в тренде. Срочную службу юноша с самого севера страны, из Коми, проходил в Краснодарском крае, здесь он получил воинскую специальность в военном институте шифровальщиков в Краснодаре, сейчас это высшее военное училище, выпускающее специалистов по защите информации.
Из армии Францев уволился старшиной, а на гражданке дослужился до лейтенанта. Вначале думал вернуться в армейские ряды, но понял, что устал от побудки в шесть утра. И… начал вставать в четыре.
Михаила Францева позвали в полицию. Режим был выматывающий. Ушел на службу — и пропал. Домой возвращался к полуночи.
— Пеленки сыну глажу, потом за компьютером сижу — материалы оформляю. В то время как раз в юридическом учился, контрольные, рефераты — это тоже ночью, — вспоминает Михаил Францев. — Около четырех лягу, а тут уже будильник звонит.
Из органов Францев уволился не от усталости, а в силу обостренного чувства справедливости. Угнетало несовершенство мирского закона.
Но кое-чем в этой службе Михаил гордится: первое в республике дело по игровым автоматам без лицензии, дающей право на этот вид деятельности, провели они с напарником. Кто знает, сколько душ спасли из ада игромании, сколько семей — от разорения!
И тут пришла «повестка» от Бога.
«Повестка» от Бога
Кубань хранит православные традиции еще со времен казаков-переселенцев, которые вместе с первыми хатами построили в 1793 году на берегу Таманского залива первый храм – Покрова Пресвятой Богородицы. Казаки, которым приходилось быть и воинами, и пахарями, выбрали веру в Бога и христианский миропорядок основой своей жизни. И как бы не менялись эпохи, были верны этому.
– В нашем регионе укреплению православных традиций, нравственному воспитанию подрастающего поколения, возрождению истинных духовных ценностей уделяется особое внимание. Это прочный фундамент для дальнейшего развития и процветания Кубани, залог мира и благополучия всей страны, — так считает губернатор Краснодарского края В.И. Кондратьев.
«Призывной» возраст христианина — от первого «агу» до последнего вздоха, — это уже мнение отца Михаила. Но его самого, окрещенного в подростковом возрасте, Бог позвал в 2006 году.
— Все произошло стремительно. Уволившись из полиции, я стал чаще бывать в храме и понял, что здесь мне хорошо и спокойно, как в родительском доме. Пригласили помогать в Алтаре, затем как-то быстро рукоположили дьяконом, а вскоре и священником.
У Михаила Францева такое понятие: Богу невозможно послужить без служения человеку. Поэтому, будучи уже в священном сане, он организовал клуб «Миротворец» для изнывавших от безделья сельских подростков.
— Школа с радостью отдала нам всех хулиганов, — рассказывает батюшка. В походах и сплавах отец Михаил подтянул ребят, да и сам выполнил третий разряд по спортивному туризму.
Будь безопасен для планеты
К утилизации использованных благ цивилизации священник подходит ответственно: накопившиеся дома бутылки ПВХ споласкивает, сминает, чтобы занимали меньше места, и везет в контейнеры по сбору опасного бытового мусора. Туда же отправляются старые батарейки, лампочки, отдельно — полиэтиленовые пакеты. Жаль, контейнеров таких по городу пока мало.
Францев вырос в благодатном крае непроходимой тайги и чистых северных рек, покушения на природу принимает близко к сердцу и очень переживает по поводу строительства мусорного полигона в местечке Шиес, где сейчас сошлись буквально стенка на стенку жители и федеральная власть.
Отец Михаил из тех священников, кто не считает добродетелью тоскливое молчание в тряпочку, ложно понимаемое как смирение. Обязанность христианина, в том числе, бережно относиться к тому, что создал и вручил человеку Творец вселенной. Не верите — перечитайте Книгу Бытия. «И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его». Ну, дальше вы знаете: мы своими руками все превратили в ад. И продолжаем.
Будет Москва хоронить миллионы тонн собственных отходов в архангельской земле, или северяне защитят свою малую родину, но каждый из нас, верующий или неверующий, вполне может сократить свой собственный мусорный след на этой планете. Согласны?
Поп на велике и бойцовский клуб
В соцсетях много рассказов про «попов на геликах». Не знаю, может, и есть священнослужители, которые ездят на «Гелендвагенах» или других авто, стоящих, как пара квартир. Я не видела. А видела я попа на велике.
Двухколесный друг появился у отца Михаила прошлой осенью, родня подарила. И тогда же, заведя страничку в «Инстаграме»,
отец Михаил ошеломил своих подписчиков сообщением, что открыл бойцовский клуб. Это не борьба, не бокс, не другие боевые искусства. Это самодисциплина.
— Меня спрашивают, не лень ли мне вставать в четыре утра. Докладываю: лень — не то слово. Я очень ленивый человек, и подъем в четыре утра для меня кошмар. Но — это война. Я ввязался в войну с хитрым и коварным врагом, который знает все мои слабые места. Это, конечно же, я сам.
Ни себя, ни двухколесного коня батюшка не щадит, каждое утро, кроме воскресенья, когда он служит Божественную литургию в полковом храме, отец Михаил проезжает 23 километра — от дома до Алексино и назад. И весной уже пришлось менять цепь передач. Выезжает батюшка, как я уже писала, спозаранку. Преимущества такие: пустые дороги и свежий воздух. Возвращаясь,
отец Михаил идет в спортивный зал в расположении полка, на мой взгляд, совершенно роскошный. Спорт в дивизии — на высоте. Тренажерка в это время еще пустая. Доступ к любому тренажеру и снаряду.
Понятно, что в дивизионную «качалочку» Францев ходит не за умопомрачительными бицепсами или секущимися дельтами. А все с той же целью — повышать выносливость, не быть кому-то обузой. Ради этого Францев учится сейчас в медицинском колледже — на медбрата.
Мобилизация и дезертирство
Выносливость отцу Михаилу пригодилась в сирийской командировке. Здесь, на земле, которая знала христианство на несколько веков раньше Европы, важно было объехать все позиции, навещая и местные общины. Иногда эти встречи происходили за несколько минут до обстрела или другого обострения обстановки.
Главное впечатление, вынесенное им из этой поездки: мужество военных и мирных людей, живущих в обстоятельствах войны.
Этого мужества не хватает в обычной жизни, расслабленной и часто расхлябанной. В своих проповедях в храме «Нечаянная радость» полковой священник часто обращается к этой теме: крещеные люди — это воины Христовы. К сожалению, многие приносят детей крестить, «чтобы не болел», «спал по ночам». Да и сами приходят, чтобы пошел фарт в делах, чтобы семейная жизнь наладилась. Чтобы завистливая соседка «не сглазила». Приходят за какими-то зримыми благами, или как в охранное агентство. Должны же «выдать» ангела-хранителя.
Батюшка таким разъясняет: вы думаете, Бог неверующих не бережет? Мусульман не бережет? Индуистов? Он бережет всякое свое творение. Если бы было не так, все стали бы православными, они бы только выжили, других не осталось бы. В крещении мы присягаем Богу, присягаем добру, поступаем к нему на службу, причем в прямом смысле воинскую. Ведь нам предстоит воевать с «духами злобы». И это война до крови. А многие, не понимая смысла этого Таинства, сбегают с нее. Дезертируют. Или, продолжая армейскую аналогию, и не собирались ничего защищать. Просто хотели встать на довольствие, получать свой паек.
Батюшка и соцсети
Апостолов Христос называл ловцами человеческих душ. Большинство из его учеников жили рыбацким промыслом и все, что умели — закидывать невод. Поэтому такая аналогия была им понятна.
Сегодня человеки обитают в социальных сетях. Отсюда и странички священников в «ВК», «Одноклассниках», «Инстаграме». Отец Михаил выкладывает видео своих проповедей. Время от времени. Но чаще о главном в жизни говорит на простом бытовом языке, понятном каждому. Ведь те, кто пришли в храм, уже услышали слово Божие. Важно, чтобы услышали те, для кого Небо пока закрыто или даже пусто. Поэтому у него есть посты о чем угодно. Вот, например, фото из модного общепита. Ни за что не заподозрите в молодом человеке священника, отца четверых детей. Выглядит, как картинка из гламурного журнала. Отглаженная, но с расстегнутым воротом рубашка. Или белая футболка, обнажающая бицепс. Стаканчик кофе в руках. А ниже — изречение из Библии. Над которым тянет поразмыслить.
Вот, кстати, давно ли вы светили миру? Светло ли с вами?