Цементная промышленность и экология — ряд проблем на эту тему были подняты на круглом столе, который организовала Общественная палата Новороссийска. Поговорили обстоятельно. Но часть вопросов, словно пыль от карьеров, так и повисла в воздухе. Быстро их решить не получится.
А пыль все равно летит
В злободневном разговоре приняли участие депутаты Гордумы, представители цемзаводов, администрации муниципалитета. Места, предназначенные для членов общественного экосовета при главе города Татьяны Трибрат и Вениамина Голубитченко, почему-то остались пустыми.
Сотрудники АО «Новоросцемент» рассказали, как предприятие, производящее более 4 млн тонн цемента в год (или 7% объема по России) соблюдает экологическую безопасность. Однако мощность заводов огромная, стоят они у всех на виду. Летом горожане и туристы купаются, «любуясь» выбросами неизвестно чего из заводских труб.
Потому, несмотря на гладкие отчеты, свидетельствующие об отсутствии нарушений и превышений выбросов в атмосферу вредных веществ, у депутатов возникли недопонимания. Что идет столбом из труб «Пролетария», пугая отдыхающих? Пыль? Дым? Ответ прозвучал: пар. Заместитель главного инженера АО «Новоросцемент» Сергей Зубченок заверил: на заводе установлено 4 новых фильтра, и все, что они улавливают, возвращается обратно в производство.
Тем не менее, как отметили участники круглого стола, пылить могут не только трубы. Большой объем взвешенных веществ поднимается в воздух при процессе погрузки сырья. И жители Восточного района часто жалуются на сильную запыленность. А значит, необходимо обновлять оборудование и дальше.
С этим согласился профессор Кубанского государственного университета, руководитель комиссии геохимии ландшафтов и техносферной безопасности Русского географического общества Владимир Дьяченко.
— Каждый год в Новороссийске фиксируются превышения ПДК по взвешенным веществам. А по данным цементников, все в порядке. Подозреваю, тут дело не только в оборудовании, но и в площади карьеров, — сказал эксперт.
По его словам, карьерные осыпи и отсутствие почвенно-растительного покрова заставляет пыль подниматься в воздух, и она несется на город. А люди всем этим в итоге дышат.
— Цементникам нужно более внимательно относиться к рекультивации карьеров. Считаю, вы недооцениваете этот фактор, — может, потому, что решение вопроса требует денег. Между тем люди все это вдыхают. Поэтому меры по снижению запыленности воздуха в Новороссийске нужно принимать незамедлительно, — считает Владимир Дьяченко.
По данным АО «Новоросцемент», рекультивацию карьера сделают по окончании отработки месторождения в соответствии с «Концепцией градостроительного использования отработанных карьеров цементных заводов г. Новороссийска», разработанной ЛенНИИПградостроительства. Неужели предложения авторитетного ученого останутся без должного внимания?
Прошу сохранить Сахарную голову!
Разговор зашел и о судьбе Сахарной головы, о которой недавно писал «НР». По словам председателя Общественной палаты Сергея Цымбала, по Новороссийску до сих пор гуляют слухи о якобы переносе могилы Павла Когана, находящейся на вершине горы. Научный работник историко-краеведческого музея города Раиса Соколова напомнила: эта могила — условная. Как известно, поэт-разведчик погиб в тылу противника на южном склоне Сахарной головы, разработку которого ведут цементники, и оставлен там. Где он по-настоящему похоронен — неизвестно.
Сергей Цымбал заявил: не стоит впредь муссировать тему. По его словам, исторические факты доказывают, что никто ради бизнеса и прибыли могилу Павла Когана не оскверняет, и претензии к цементникам в этом плане необоснованы.
А вот кандидат исторических наук Тамара Юрина не смогла сдержать эмоций. Она рассказала, как впервые в жизни поднялась на Сахарную голову, и этот момент перевернул ее жизнь. Это случилось 3 апреля 1971 года.