В галерее «АртЪвертикаль» на днях открылась выставка работ Натальи Шмидберской (Чепурненко) под названием «Начала…». В экспозиции представлены авторские полотна, выполненные в стиле сухого валяния из натуральной шерсти. С автором живописных панно встретился корреспондент «Новороссийского рабочего».,

— Наталья, как вы пришли к такой форме творчества?

— Большинство предметов, созданных валянием, — это игрушки, шарфы, палантины и прочие полезные, но, в общем-то, несложные вещи. Мне показалось, что этот вид творчества еще не раскрыт до конца, и я попыталась взглянуть на него более профессионально, создавая художественные панно из шерсти.

— И какими были первые эксперименты?

— Я решила, что это будут изображения Сальвадора Дали, Поля Гогена и Винсента Ван Гога на основе их собственных автопортретов. Творчество, замешанное на необычной технологии, мне стало очень интересным. Я даже решила посвятить ему свою дипломную работу.

— Если не ошибаюсь, валяние довольно древний вид искусства?

— Да, еще в мифе о Ноевом ковчеге есть рассказ о том, что овцы роняли на землю шерсть и топтали ее, в результате чего появился первый ковер.

— То есть основа вашего творчества — это шерсть баранов и овец?

— Чистая овечья шерсть. Однажды я увидела видеосюжет о том, как работают с шерстью в Карачаево-Черкесии. Решила, что обязательно узнаю, как колдуют над ней местные мастерицы, и отправилась в поселок Нижний Архыз Карачаево-Черкесии. Весь материал, которым я стала заниматься, оттуда.

— Долго ли создается одна работа?

— Процесс полностью ручной. Работа над одной композицией в среднем занимает полгода.

— Сколько вами создано панно из шерсти?

— Не так уж и много, всего 13, не считая той, дипломной.

— Название вашей выставки «Начала…» что-то означает?

— Трактовать можно по-разному. Просто пришла пора показать в рамках одной выставки все свои художественные панно. Это впервые.

— На что уходит больше всего времени при создании одной работы?

— На подготовку исходного материала. Изначальный цвет шерсти — белый, но при создании панно нужны самые разные расцветки. Для этого в домашних условиях приходится варить шерсть с использованием специальных красителей. Ради одного полотна процесс варки приходится проводить по 25-30 раз. Довольно кропотливой является и работа, связанная с фиксацией кусочков шерсти специальными иглами в общую композицию.

— Какие еще сюжеты появляются на ваших работах?

— Композиции с природными мотивами. На их фоне изображены сказочные животные и даже собственный автопортрет. У меня есть любимый уголок природы, который находится в Крымском районе, недалеко от Саук-Дере.

— В ваших композициях не только шерсть…

— В прошлом году я пришла к тому, что в работе буду использовать три материала — натуральную шерсть, дерево и глину. Как раз применение глины добавляет некую изюминку в процесс создания нового произведения. Когда-то я принимала участие в качестве лаборанта в археологических раскопках, и тот опыт помог мне связать воедино все эти три древних природных материала.

— Сальвадор Дали, которого вы изобразили, в своей книге «Дневник одного гения» писал: покажи мне, как ты освоил классическую школу живописи, а потом делай, что хочешь. Как вы думаете, зачем многие современные художники перепрыгивают «школу» и сразу рисуют, что им хочется?

— Когда я училась на первом курсе, хотела поступить именно таким образом, но прошло всего несколько лет, и я поняла, что была не права. Просто всему свое время. Мне это объяснил известный новороссийский художник Геннадий Панько: «Сначала научись, а потом себя показывай. Твое творчество от тебя никуда не уйдет». Так, в принципе, и вышло. Я и сама преподаю своим ученикам в студии «Цветной бульвар», опираясь на такой подход.

— Какие известные художественные полотна «цепляют» больше всего?

— Хотелось бы сразу назвать «Возвращение блудного сына» Рембранта и «Вечерний звон» Левитана. В этих работах ощущаешь заложенный глубокий смысл.