По приблизительным подсчетам, журналистами, работавшими в «Новороссийском рабочем» за все время существования газеты, написано около трехсот книг, выпущенных в СССР, России и за рубежом отдельными изданиями.

Журналистика породнилась с литературой

Уже в первый год существования газеты в ней работало несколько авторов, ставших признанными писателями. Первым в этом ряду стоит назвать Александра Бека, возглавившего в 1920 году предшественницу «Новороссийского рабочего» — «Известия революционного комитета г. Новороссийска». Известность в стране Бек получил в 1930-х годах после выхода повести «Курако», написанной под впечатлением поездки в Кузнецк. Большинство читателей знают его повесть «Волоколамское шоссе», написанную о героях обороны Москвы 1941 года.

В том же 1920 году газету, сменившую название на «Красное Черноморье», редактировал видный литератор Серебряного века Александр Рославлев. Свои сборники стихов и рассказов он выпустил еще до революции — «Цевница» (1912), «Сквозь цветные стекла» (1915), «Покойник Посудевский и другие рассказы» (1917) и др. Летом 1920 года Рославлев создал в Новороссийске Театр политической сатиры.

 

Будущий классик советской литературы Федор Гладков возглавлял «Красное Черноморье» в 1920-1921 годах. Его главный роман «Цемент», посвященный восстановлению завода в Новороссийске, вышел в 1925 году. Однако им написано и немало других значимых произведений. За книги «Повесть о детстве» и «Вольница» он был дважды удостоен Сталинских премий (1950, 1951).

Лауреатом Сталинской премии (1950) был Всеволод Вишневский, сотрудничавший с изданием в первый год выхода газеты и редактировавший в «Красном Черноморье» «Страничку моряка». Всесоюзный успех ему принесли книги «Первая конная» (1929), «Оптимистическая трагедия» (1933), «У стен Ленинграда» (1944) и др. Известно, что под именем Мстислава Лавровича его изобразил Михаил Булгаков в романе «Мастер и Маргарита».

Пролетарии знали толк в чтении

В 1920-1930 годах в газете, менявшей свое название с «Красного Черноморья» на «Пролетарий Черноморья» (1930), а затем на «Новороссийский рабочий» (1936), также работало немало журналистов, отметившихся своими литературными трудами. Среди них — ответственный секретарь газеты Павел Алякринский, руководивший в 1930-х годах литературной группой при «Новороссийском рабочем». Свою первую книгу он издал в Грозном в 1920-х годах — «О тех, кого называли абреками». В 1950-х годах в газете работал его сын Роальд, написавший несколько лет назад в соавторстве книгу «Когда-то в Новороссийске».

В 1922 году на работу в газету пришел Зелик Штейман. Его судьба достойна отдельного издания. Свою первую книгу он выпустил в 1927 году — «Человек из паноптикума». В дальнейшем получил известность как литературный критик. При этом его арестовывали в 1936 и 1949 годах, он провел 10 лет в ссылке на Крайнем Севере. В свое время содействовал прекращению издания «Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона». За «литературные забавы» его критиковал сам

М. Горький. Несмотря на все невзгоды, под конец жизни выступал как сатирик, выпустил книгу «Плюс улыбка» (1963).

В 1925 году начинал в газете свою репортерскую деятельность Сергей Диковский, чье литературное творчество в дальнейшем было посвящено пограничникам и морякам. Его книга «Застава №» (1933) считается первым в советской литературе произведением о пограничниках. Накануне

войны пользовался популярностью фильм «Комендант Птичьего острова» (1939), снятый по его сценарию. В истории советской журналистики он стал первой жертвой Второй мировой войны, погибнув на советско-финской войне. Именно с рассказа о нем открывается сборник «В редакцию не вернулся» (1963).

По данным краеведа Н. Лангуси, в газете в довоенный период работал В. Данилов, посвятивший Новороссийску книги «Перед рассветом» и «Мурат Хотов». В 1942 году он возглавлял оперативную группу редакции и был приписан к командному пункту МПВО города.

Литературным сотрудником «Новороссийского рабочего» в 1941-1942 годах был Константин Славин, будущий лауреат Ленинской премии (1980). На ростовской студии документальных фильмов были сняты несколько фильмов о Новороссийске по его сценариям. В городских библиотеках можно найти его книгу «Новороссийские куранты» (1975).

Писать и издаваться

После войны при газете была создана творческая группа, возглавлявшая литературное движение того времени в Новороссийске. Впрочем, первое литобъединение при газете появилось намного раньше. В 1924 году по предложению поэта-футуриста Давида Виленского при «Красном Черноморье» открылся литературный кружок «Железное перо», ставший затем основой Новороссийской ассоциации пролетарских писателей (НАПП).

Ответственным редактором «Новороссийского рабочего» в 1950 году был Илья Сирченко. Многим он знаком как автор книг, посвященных затоплению кораблей Черноморского флота в Цемесской бухте в июне 1918 года: «Погибаю, но не сдаюсь!» (1969) и «Выполняя приказ В. И. Ленина» (1979). За вторую книгу он был отмечен наградой Всесоюзного конкурса на лучшее произведение научно-популярной литературы.

В 1950-х годах в газете работал Петр Чихачев, член Союза писателей СССР с 1934 года. В «Новороссийском рабочем» было опубликовано множество его стихов, фельетонов, отрывков из поэм и романа. Он является автором нескольких поэтических сборников, изданных в Краснодаре в 1960-х годах. Последняя его книга «Московские встречи» была выпущена чуть больше 10 лет назад.

В 1960-х годах в штате газеты появилось несколько известных литераторов — Ким Клейменов (сборники стихов «В дорогу», 1960; «Под небом Черноморья», 1965 и др.), Михаил Глинистов («Мгновение», 2004; «След», 2014; «Годы. Море. Корабли», 2015 и др.), Геннадий Гитман (редактор странички «Литературная тетрадь», автор сборника избранных произведений и др.), Константин Подыма (организатор литературно-патриотического объединения «Шхуна ровесников» при «НР», автор около 40 книг), Галина Утюгина («Цемент Новороссийска», 1983, в соавторстве; «Азбука казака», 1998), Алексей Гарьковой («Знакомьтесь: созидатели Новороссийска», 2006-2008, «Кто ты, Пахан-Кастрюля?», 2008).

Оседлавшие Пегаса

Отличились в творческом плане и редакторы газеты — Григорий Погибель («Новороссийск», 1968), Владимир Тышенко («Город-герой Новороссийск», 1983, в соавторстве), Николай Кривошеин (возглавлял городское литературное объединение).

Авторы, которым было что сказать читателям в своих книгах, не переводились в «Новороссийском рабочем» никогда. В их числе стоит назвать Юрия Алексеенко («Последний прокурор», 1996; «Цемесская подкова», 1999 и др.), Александра Иващенко («В дождливый вечер», 1977; «Жил-был я…», 2002; «Расскажите мне про корову», 2008 и др.), Александра Мигунова, выпустившего несколько книг после эмиграции в США («Поля проигранных сражений», 1993; «Сказки русского ресторана», 2014, в соавторстве), Михаила Хануха («Один день из жизни», 1976; «Людьми остаться», 1997 и др.), Татьяну Прокопенко («Моряки невоенного флота», 2005 и др.), Павла Голимбиевского («Память», 1996 и др.), Вячеслава Смеюху («Там, на полуострове Абрау», 1988; «У истоков подземной реки», 1989 и др.).

На рубеже ХХ-ХХI веков в редакции работали более десятка авторов, отметившиеся выпуском литературных изданий: Татьяна Беседина, Наталья Бондарева, Иван Гармаш, Элла Гогелиани, Евгения Гончарова, Лариса Довгая, Вадим Молодых, Ольга Потапова, Лариса Нестеркина, Евгений Рожанский, Лариса Савинская, Людмила Шалагина и др.