В «желтых изданиях», соцсетях, мессенджерах, родительских чатах все чаще появляются страшилки об убийцах, педофилах, мошенниках, о шокирующих и угрожающих нашей безопасности событиях.
В пресс-центре «НР» собрались эксперты, которые обсудили проблему возникновения фейков и дали конкретные рекомендации относительно того, как реагировать на такую информацию.
Сергей Новиков,
руководитель МАУ «Городской информационный центр»:
— Фейковые новости имеют особенность: они создаются сознательно и с определенной целью. Причины, как правило, меркантильные. Большой трафик, обширная аудитория — верный путь к коммерческому успеху. Подобному социально-направленному ресурсу очень важно держать руку на пульсе для того, чтобы приращивать аудиторию и влиять на нее.
Здесь я сделаю небольшое отступление. Поясню, что на земле большая часть людей внушаемая. Всегда есть пастырь и паства, ведущий и ведомые. Это мы наблюдаем и в животном, и в человеческом мире. Когда происходят какие-либо информационные вбросы, критичный мозг понимает, откуда ветер дует. Но этой встроенной логики у многих людей нет. Они могут быть профессиональными хирургами, архитекторами и даже журналистами, но при этом — людьми доверчивыми и внушаемыми. Это замечание касается как вещей приземленных, так и большой политики.
Все цветные революции начинались с фейковых новостей. Да и развал Советского Союза тоже, по сути, начался с них. Тогда и наша интеллигенция, и журналисты стали писать, как на Западе хорошо, а мы тут чуть ли не в пещерах живем.
Фейки тем и опасны, что могут привести к политической дестабилизации. Но и те, казалось бы, безобидные фейки, с которыми мы сталкиваемся в нашей повседневной жизни, создаются по тем же схемам. Только посылы и содержание разные.
Я занимаюсь поддержкой муниципальных информационных площадок. И что я вижу? Создаваемые фейки подрывают доверие ко всем институтам власти: к муниципалитету, к главе города, к его помощникам, к правоохранительным органам.
Если раньше люди сидели и обсуждали новости у себя на кухне, то Интернет дал возможность превратить город, страну в одну большую коллективную кухню. И противостоять процессам, которые там идут, официальным СМИ очень сложно. Даже если официальное СМИ развенчивает фейк, то в комментариях к публикации мы увидим, что люди этой информации не верят. Они принимают за правду именно фейковую подачу. Как переубедить людей? Как противодействовать этому?
старший специалист пресс-службы управления МВД России по г. Новороссийску:
— Полиция в последнее время работает с большим количеством фейковой информации, которая передается через мессенджеры. Причем она, действительно, носит шокирующий характер. Это и педофилы, и люди, которые воруют детей на органы, и маньяки, режущие людей на набережной, и даже каннибалы.
Наша задача — помочь людям выработать алгоритм совместных действий в ситуациях, когда на них обрушивается такая новость. Получив ошеломляющую информацию, можно заглянуть в поисковик Интернета, чтобы посмотреть, пишут ли об этом СМИ. Если пишут, то что? В этих ситуациях надо доверять проверенным, зарекомендовавшим себя СМИ.
Мы живем в большом информационном поле, и надо понимать, если о событии не сообщают официальные СМИ, значит, информация недостоверная. У нее один посыл — посеять панику.
- Как правило, в них идут деперсонализированные комментарии: одна мама сказала, мой знакомый сказал.
- Нет официального лица, который комментировал бы ситуацию.
- Не указывается точное место событий, для этого используются расплывчатые ориентиры, например, улица Ленина, Дзержинского, Карла Маркса. Эти улицы есть в любом городе страны.
- В конце новости есть приписка: «Поделитесь с близкими», «Разошлите всем, пожалуйста!»
Что делают напуганные сообщениями получатели? Начинают пересылать эту новость, вместо того, чтобы, прочитав, к примеру, про педофилов, поговорить со своим ребенком о безопасности. В очередной раз рассказать, что с незнакомыми людьми нельзя общаться и тем более куда-то с ними идти, даже если эти люди предлагают сладости или игрушки.
начальник отдела ПДН Центрального района:
— Мы проводим в школах родительские собрания, на которых рассказываем, как обезопасить себя и ребенка. Нужно сначала научить взрослых правильно реагировать, а потом уже родители научат детей. Педагогам советуем в таких ситуациях разъяснять, что происходит на самом деле.
Затрону еще один аспект. У распространения информации могут быть последствия. У нас был случай, когда 17-летний паренек разослал своим знакомым понравившуюся ему песню, смысл которой носил расистский характер. В итоге, 4 года спустя, правоохранительные органы нашли источник, и подростку пришлось ответить по закону в рамках Уголовного Кодекса.
— Любая информация, которая поступает к нам, подлежит регистрации, — поясняет Алина Соколенко. — На место направляется следственно-оперативная группа, проводится опрос населения. Если есть признаки состава преступления, принимается процессуальное решение: либо возбуждается уголовное дело, либо, если это не входит в компетенцию полиции, материалы проверки направляются в другие ведомства, или готовится отказной материал.
По травмированной кошке было опрошено большое количество людей, проведена огромная работа. Участковые обошли весь квартал, опрашивали граждан. Но факты не подтвердились.
— Я изучал этот вопрос, первоисточником был сайт, который позиционирует себя как СМИ, но они как СМИ не зарегистрированы, поэтому и ответственность как СМИ не несут, — дополняет Сергей Новиков.
— Полиция принимает меры, в случае если есть факты нарушения законодательства и данное нарушение относится к компетенции органов внутренних дел.
Даже страшно представить, сколько времени у полиции уходит на проверку разных сплетен, вместо того, чтобы заниматься действительно важными делами. А осознают ли это те, кто плодит эту ересь? Очевидно — нет, согласились все участники дискуссии.
кандидат психологических наук:
— Почему мы склонны верить в фейки? Как правило, в них есть сообщения, которые отражают наши вытесненные страхи и желания, и поэтому значимые для нас. Получая неоднозначную и запутанную информацию, содержащую угрозу, опасность, проблемы, люди из-за захлестнувшего их страха становятся внушаемыми. Плюс — низкий уровень критичности, интеллектуальная несамостоятельность, психологическая подготовленность к такого рода новостям — и чувство беспокойства становится «заразным».
Еще один интересный вопрос — почему люди пересылают друг другу фейки? Все мы помним русскую поговорку: «А на миру и смерть красна». Так и в этом случае, полученное сообщение, содержащее угрозу благополучию людей, вызывает желание защититься от нее коллективно из чувства солидарности. И не важно, рассказывают нам о педофилах, каннибалах или иголках от шприцев в скамейках парка.
Как правило, «новость» подается в качестве «секретной» из авторитетных источников, и поэтому воспринимается как важная. Большое количество пересылок эту значимость еще больше повышает. Отметим еще один момент: распространитель важной «тайной» информации возвышается в своих глазах и в мнении других как человек осведомленный, фейк для него — возможность самоутвердиться. И «закрутилось колесо»…
Какие могут быть советы для людей, получающих такого рода новости? Сомневаться, перепроверять информацию! Несмотря на то, что наш мозг стремится к упрощенности, нужно заставлять его работать. Это, кстати, касается и ситуации с мошенниками. Моя коллега поверила SMS о том, что счет в банке заблокирован. И далее выдала мошенникам все данные по карте, после чего они сняли все деньги. А всего лишь надо было совершить один звонок в банк, а значит, включить критичность.
и.о. главного редактора газеты «Новороссийский рабочий»:
— Мы всегда стремились сохранить свою репутацию достоверного источника. Сейчас работаем с проверкой слухов в лучших традициях журналистики. Можно с уверенностью сказать, что если в «НР» о чем-то написали, то это так и есть. Но какова практическая польза у такой работы? Мы определенно не успеваем опровергать фейки в условиях их молниеносного распространения в Интернете.
Как читатель воспринимает наши опровержения ложной информации? «Да ладно, вот неделю назад нам сказали правду, а теперь „НР“ написал так, как нужно. Это официальная версия властей, которые скрывают истину!» И как быть с таким мнением некоторых читателей, нам пока тоже не совсем ясно.
А ведь у нас многие фейковые новости отсекаются еще на этапе редакционных планерок, потому что мы понимаем в силу профессиональной деятельности, опыта, знания городской жизни, что подобного точно не было и быть не могло.
Считаю, что в СМИ именно так и должно происходить — ко всей информации мы должны подходить критично, подкрепляя всю свою информацию комментариями экспертов.
Могу поделиться нашим опытом, сделав небольшое отступление. В Новороссийске, на мой взгляд, первый фейк создал именно «Новороссийский рабочий», причем не подозревая об этом. Это было через несколько лет после павловской реформы обмена денег в 90-х годах. У редактора накануне 1 апреля родилась идея выпустить страницу, где будут напечатаны городские новости, а среди них одна — выдуманная. Внизу мы написали: читатели должны отгадать, какая новость фальшивая. Фейковая информация касалась обмена денег, сообщалось, что завтра в банках их можно будет поменять. И половина Новороссийска стояла в указанное в газете время у дверей банка. И журналистам за «шутку» ничего не было! Конечно, сегодня такие вещи недопустимы.
В 90-е годы, в период вседозволенности и независимости, практически в каждом номере «НР» выходили материалы под рубрикой «Проверка слуха». Мы проверяли все! Время было «веселое»: убийства, мошенники, банкроты. Все на виду, мы не ждали поступления информации из официальных источников. Интернета еще не существовало, «НР» был самой оперативной газетой. Но мы почувствовали, что такой информацией с пылу-с жару, не до конца проверенной и достоверной, «перекормили» горожан. Люди, привыкшие доверять газете, хотели получать от нее «правду в последней инстанции» Сегодня это одна из наших главных задач.