В «желтых изданиях», соцсетях, мессенджерах, родительских чатах все чаще появляются страшилки об убийцах, педофилах, мошенниках, о шокирующих и угрожающих нашей безопасности событиях.

В пресс-центре «НР» собрались эксперты, которые обсудили проблему возникновения фейков и дали конкретные рекомендации относительно того, как реагировать на такую информацию.

Сергей Новиков,
руководитель МАУ «Городской информационный центр»:

— Фейковые новости имеют особенность: они создаются сознательно и с определенной целью. Причины, как правило, меркантильные. Большой трафик, обширная аудитория — верный путь к коммерческому успеху. Подобному социально-направленному ресурсу очень важно держать руку на пульсе для того, чтобы приращивать аудиторию и влиять на нее.

Здесь я сделаю небольшое отступление. Поясню, что на земле большая часть людей внушаемая. Всегда есть пастырь и паства, ведущий и ведомые. Это мы наблюдаем и в животном, и в человеческом мире. Когда происходят какие-либо информационные вбросы, критичный мозг понимает, откуда ветер дует. Но этой встроенной логики у многих людей нет. Они могут быть профессиональными хирургами, архитекторами и даже журналистами, но при этом — людьми доверчивыми и внушаемыми. Это замечание касается как вещей приземленных, так и большой политики.

Все цветные революции начинались с фейковых новостей. Да и развал Советского Союза тоже, по сути, начался с них. Тогда и наша интеллигенция, и журналисты стали писать, как на Западе хорошо, а мы тут чуть ли не в пещерах живем.

Фейки тем и опасны, что могут привести к политической дестабилизации. Но и те, казалось бы, безобидные фейки, с которыми мы сталкиваемся в нашей повседневной жизни, создаются по тем же схемам. Только посылы и содержание разные.

Я занимаюсь поддержкой муниципальных информационных площадок. И что я вижу? Создаваемые фейки подрывают доверие ко всем институтам власти: к муниципалитету, к главе города, к его помощникам, к правоохранительным органам.

Если раньше люди сидели и обсуждали новости у себя на кухне, то Интернет дал возможность превратить город, страну в одну большую коллективную кухню. И противостоять процессам, которые там идут, официальным СМИ очень сложно. Даже если официальное СМИ развенчивает фейк, то в комментариях к публикации мы увидим, что люди этой информации не верят. Они принимают за правду именно фейковую подачу. Как переубедить людей? Как противодействовать этому?

Алина Соколенко,
старший специалист пресс-службы управления МВД России по г. Новороссийску:

— Полиция в последнее время работает с большим количеством фейковой информации, которая передается через мессенджеры. Причем она, действительно, носит шокирующий характер. Это и педофилы, и люди, которые воруют детей на органы, и маньяки, режущие людей на набережной, и даже каннибалы.

Наша задача — помочь людям выработать алгоритм совместных действий в ситуациях, когда на них обрушивается такая новость. Получив ошеломляющую информацию, можно заглянуть в поисковик Интернета, чтобы посмотреть, пишут ли об этом СМИ. Если пишут, то что? В этих ситуациях надо доверять проверенным, зарекомендовавшим себя СМИ.

Мы живем в большом информационном поле, и надо понимать, если о событии не сообщают официальные СМИ, значит, информация недостоверная. У нее один посыл — посеять панику.

Какие признаки у фейков?
  1. Как правило, в них идут деперсонализированные комментарии: одна мама сказала, мой знакомый сказал.
  2. Нет официального лица, который комментировал бы ситуацию.
  3. Не указывается точное место событий, для этого используются расплывчатые ориентиры, например, улица Ленина, Дзержинского, Карла Маркса. Эти улицы есть в любом городе страны.
  4. В конце новости есть приписка: «Поделитесь с близкими», «Разошлите всем, пожалуйста!»

Что делают напуганные сообщениями получатели? Начинают пересылать эту новость, вместо того, чтобы, прочитав, к примеру, про педофилов, поговорить со своим ребенком о безопасности. В очередной раз рассказать, что с незнакомыми людьми нельзя общаться и тем более куда-то с ними идти, даже если эти люди предлагают сладости или игрушки.

Светлана Зинович,
начальник отдела ПДН Центрального района:

— Мы проводим в школах родительские собрания, на которых рассказываем, как обезопасить себя и ребенка. Нужно сначала научить взрослых правильно реагировать, а потом уже родители научат детей. Педагогам советуем в таких ситуациях разъяснять, что происходит на самом деле.

Затрону еще один аспект. У распространения информации могут быть последствия. У нас был случай, когда 17-летний паренек разослал своим знакомым понравившуюся ему песню, смысл которой носил расистский характер. В итоге, 4 года спустя, правоохранительные органы нашли источник, и подростку пришлось ответить по закону в рамках Уголовного Кодекса.

— Какие меры принимает полиция, когда сталкивается с такой лавинообразной фейковой информацией? В частности, совсем недавно в городе ходила информация о шприцах, которые наркоманы вставляют в скамейки в парках, чтобы отдыхающие заражались ВИЧ, или шокирующая новость об «изнасиловании» кошки подростками, — поинтересовались участники встречи.

— Любая информация, которая поступает к нам, подлежит регистрации, — поясняет Алина Соколенко. — На место направляется следственно-оперативная группа, проводится опрос населения. Если есть признаки состава преступления, принимается процессуальное решение: либо возбуждается уголовное дело, либо, если это не входит в компетенцию полиции, материалы проверки направляются в другие ведомства, или готовится отказной материал.

По травмированной кошке было опрошено большое количество людей, проведена огромная работа. Участковые обошли весь квартал, опрашивали граждан. Но факты не подтвердились.

— Я изучал этот вопрос, первоисточником был сайт, который позиционирует себя как СМИ, но они как СМИ не зарегистрированы, поэтому и ответственность как СМИ не несут, — дополняет Сергей Новиков.

— Полиция может каким-либо образом влиять на такие ресурсы?

— Полиция принимает меры, в случае если есть факты нарушения законодательства и данное нарушение относится к компетенции органов внутренних дел.

Даже страшно представить, сколько времени у полиции уходит на проверку разных сплетен, вместо того, чтобы заниматься действительно важными делами. А осознают ли это те, кто плодит эту ересь? Очевидно — нет, согласились все участники дискуссии.

Елена Дидиенко,
кандидат психологических наук:

— Почему мы склонны верить в фейки? Как правило, в них есть сообщения, которые отражают наши вытесненные страхи и желания, и поэтому значимые для нас. Получая неоднозначную и запутанную информацию, содержащую угрозу, опасность, проблемы, люди из-за захлестнувшего их страха становятся внушаемыми. Плюс — низкий уровень критичности, интеллектуальная несамостоятельность, психологическая подготовленность к такого рода новостям — и чувство беспокойства становится «заразным».

Еще один интересный вопрос — почему люди пересылают друг другу фейки? Все мы помним русскую поговорку: «А на миру и смерть красна». Так и в этом случае, полученное сообщение, содержащее угрозу благополучию людей, вызывает желание защититься от нее коллективно из чувства солидарности. И не важно, рассказывают нам о педофилах, каннибалах или иголках от шприцев в скамейках парка.

Как правило, «новость» подается в качестве «секретной» из авторитетных источников, и поэтому воспринимается как важная. Большое количество пересылок эту значимость еще больше повышает. Отметим еще один момент: распространитель важной «тайной» информации возвышается в своих глазах и в мнении других как человек осведомленный, фейк для него — возможность самоутвердиться. И «закрутилось колесо»…

Какие могут быть советы для людей, получающих такого рода новости? Сомневаться, перепроверять информацию! Несмотря на то, что наш мозг стремится к упрощенности, нужно заставлять его работать. Это, кстати, касается и ситуации с мошенниками. Моя коллега поверила SMS о том, что счет в банке заблокирован. И далее выдала мошенникам все данные по карте, после чего они сняли все деньги. А всего лишь надо было совершить один звонок в банк, а значит, включить критичность.

Елена Калашникова,
и.о. главного редактора газеты «Новороссийский рабочий»:

— Мы всегда стремились сохранить свою репутацию достоверного источника. Сейчас работаем с проверкой слухов в лучших традициях журналистики. Можно с уверенностью сказать, что если в «НР» о чем-то написали, то это так и есть. Но какова практическая польза у такой работы? Мы определенно не успеваем опровергать фейки в условиях их молниеносного распространения в Интернете.

Как читатель воспринимает наши опровержения ложной информации? «Да ладно, вот неделю назад нам сказали правду, а теперь „НР“ написал так, как нужно. Это официальная версия властей, которые скрывают истину!» И как быть с таким мнением некоторых читателей, нам пока тоже не совсем ясно.

А ведь у нас многие фейковые новости отсекаются еще на этапе редакционных планерок, потому что мы понимаем в силу профессиональной деятельности, опыта, знания городской жизни, что подобного точно не было и быть не могло.

Считаю, что в СМИ именно так и должно происходить — ко всей информации мы должны подходить критично, подкрепляя всю свою информацию комментариями экспертов.

Могу поделиться нашим опытом, сделав небольшое отступление. В Новороссийске, на мой взгляд, первый фейк создал именно «Новороссийский рабочий», причем не подозревая об этом. Это было через несколько лет после павловской реформы обмена денег в 90-х годах. У редактора накануне 1 апреля родилась идея выпустить страницу, где будут напечатаны городские новости, а среди них одна — выдуманная. Внизу мы написали: читатели должны отгадать, какая новость фальшивая. Фейковая информация касалась обмена денег, сообщалось, что завтра в банках их можно будет поменять. И половина Новороссийска стояла в указанное в газете время у дверей банка. И журналистам за «шутку» ничего не было! Конечно, сегодня такие вещи недопустимы.

В 90-е годы, в период вседозволенности и независимости, практически в каждом номере «НР» выходили материалы под рубрикой «Проверка слуха». Мы проверяли все! Время было «веселое»: убийства, мошенники, банкроты. Все на виду, мы не ждали поступления информации из официальных источников. Интернета еще не существовало, «НР» был самой оперативной газетой. Но мы почувствовали, что такой информацией с пылу-с жару, не до конца проверенной и достоверной, «перекормили» горожан. Люди, привыкшие доверять газете, хотели получать от нее «правду в последней инстанции» Сегодня это одна из наших главных задач.

Уважаемые читатели! Как вы поступаете с подобного рода информацией, проверяете ли ее? Какими способами можно с ней бороться? А как это делаете вы? Поделитесь своим мнением по телефону 61-41-05 или пишите на адрес: lianagil77@mail.ru