Некоторые родители мечтают, чтобы их дети выросли гениями. Правда, можно ли развить выдающиеся способности у ребенка? Как и когда нужно искать признаки одаренности? Сколько можно «выжать» из растущего человечка, чтобы не вытравить в нем желание учиться? Эти вопросы волновали гостей пресс-центра «НР». А собрались в стенах редакции представители различных обучающих организаций и курсов, психологи и педагоги.

Научите читать в два года

Сегодня в стране бум на раннее развитие детей. Многие родители одержимы идеей как можно раньше начать обучение своих чад, записывают их в большое количество кружков, требуют добиваться результатов, занимать призовые места, мечтают о том, чтобы ребенок, как герои телепередач про юных гениев, поражал взрослых своим интеллектом.

— К нам зачастую приводят деток в возрасте 2 лет и просят научить их читать. Или настаивают записать на обучение английскому языку, когда ребенку нет и трех, — рассказывает руководитель учебного центра «Академия знаний», преподаватель английского языка Ольга Конько. — Тогда я задаю родителям простой вопрос: что их дети будут делать в общеобразовательной школе? Останется ли у них интерес туда ходить и сидеть за партой со сверстниками, которые еще не знают азбуки и не умеют считать? Я знаю пример, когда ребенок «жил» в английском с раннего возраста — с трех лет, но к 15 годам он полностью потерял интерес к обучению. То есть случился обратный эффект.

Психолог Ольга Сирант подтверждает: зачастую родительские амбиции губят интерес детей к обучению.

— В первую очередь нужно понять: какова потребность ребенка, что ему нужно в этом возрасте? С 2 до 5 лет у ребятишек начинается активная мозговая деятельность, но мозг окончательно не сформирован, — говорит Ольга Кимовна. — Если в таком нежном возрасте ребенка загрузить всевозможными образовательными программами, он станет сопротивляться. В этот период приветствуются игровые виды спорта, легкие обучающие занятия.

Успех возможен, когда учеба не агрессивная, а построена в форме игры. Преподаватель школы обучения английскому языку «Mortimer English Club» Екатерина Иващенко рассказала, что ее дочь с двух лет изучает английский и демонстрирует потрясающие результаты. Никаких побочных эффектов пока не наблюдается, малышка с удовольствием идет на уроки, прекрасно общается на английском вне школы.

Результат дайте сразу

Многие родители не допускают мысли, что ребенку может не понравиться то, чем ему предложили заниматься взрослые. Не все дети способны сразу демонстрировать результат, успехи. Некоторым на это потребуются годы!

— А мамы и папы хотят результат сразу же, не давая ребенку шанса понять, что от него хотят. Если их дитя не занимает призовые места, взрослые начинают нервничать, демонстрировать свое недовольство, — рассказывает преподаватель секции робототехники «Лига роботов» Степан Педус.

— Действительно, иногда родители проявляют потребительское отношение, результат в первую очередь нужен мамам и папам, но не маленькому человечку, — комментирует Ольга Сирант. — Поймите: ребенка нужно ориентировать на длительный маршрут, на «путь героя», где возможны и неудачи. Но будет вознаграждение за труд, придут первые места и медали. Родители же делают ошибку, требуя от ребенка все и сразу. А еще хуже, когда взрослые сунули чадо на одни курсы, через три месяца — на другие курсы, еще через полгода — на третьи.

Геннадий Гасанов, президент организации «Здоровый город», руководитель спортивного клуба «Школа чемпионов» обратил внимание на другую сторону проблемы: когда в возрасте десяти лет у ребенка стена его комнаты завешена медалями, грамотами, а полки уставлены кубками, как можно заинтересовать героя расти дальше? Порой такие звездные дети с трудом справляются с неудачами, не могут спокойно пережить критику, не видят своего будущего.

Как вычислить одаренность

Присутствовавших интересовало, можно ли распознать одаренность в раннем возрасте, чтобы направить ребенка в нужное русло сразу, а не мотать его по курсам, где он не добьется высот.

— В мире существуют разные технологии диагностики гениальности, — говорит психолог. — И желательно таланты ребенка увидеть до первого класса, чтобы понимать, в каком направлении двигаться дальше, что развивать. Мне близок эниостиль в диагностике личности. Его разработали Тамара и Анатолий Панченко, предложив людей делить на четыре группы — северный, южный, западный и восточный типы. К примеру, люди южного типа личности эмоциональные, контактные, шустрые, быстро схватывают, таких нужно отдавать в подвижные виды спорта. Северный тип сдержанный, собранный, малоэмоциональный, такие детки пойдут в науку и смогут достичь высот на этом поприще.

Новые методики «рулят»

Руководитель «Абакус-центра» Юна Хорошевская рассказала, что каждый год в Россию приходят новые эффективные методики, призванные развить в детках полезные навыки, выявить одаренность. Ментальная арифметика сейчас на пике популярности во всем мире, более того, ее считают перспективной методикой детского образования, а начинать заниматься можно с 4 и вплоть до 16 лет.

— Такая арифметика способна развить умственные способности ребенка настолько, что любые арифметические вычисления, даже с большими числами, станут просты и столь быстры, что их можно сравнить со скоростью вычисления на калькуляторе, — рассказала Юна Дмитриевна. — Ментальная арифметика гармонично развивает оба полушария мозга. Если представить, какой объем вычислений приходится делать ребенку за время учебы в школе, институте, то такие навыки ему просто необходимы! Программа ментальной арифметики состоит из двух этапов. На первом дети осваивают технику счета на косточках, на втором этапе ученики переходят к счету в уме, на ментальном уровне. Сегодня по всему миру в тысяче частных образовательных детских центрах в систему образования включена ментальная арифметика, потому что доказано: она суперэффективна!

Пиар-специалист школы скорочтения и развития интеллекта IQ007 Елена Грачева в связи с этим озвучила еще одну проблему: иногда учителя общеобразовательных школ не поддерживают учеников, которые активно занимаются на образовательных курсах. Такие дети подчас не вписываются в традиционную систему обучения.

— К сожалению, система образования сейчас такова, что для вундеркиндов, возможно, нужны отдельные классы. Альтернативой также становится перевод детей на домашнюю систему обучения, — поддержал коллегу Геннадий Гасанов.

Не стоит толкать реку, которая течет сама

Ольга Сирант в завершение встречи сказала, на мой взгляд, парадоксальную, но очень правильную вещь:

— В соответствии с Конвенцией по правам ребенка, он имеет право на свободное время. Два часа в день просто ничем не заниматься, плевать в потолок! Вот именно в это время проявляется гениальность. Естественным путем. Именно в это время можно увидеть, что на самом деле интересует ребенка, в чем он одарен, что его, а не родителя, привлекает на самом деле. Ведь подчас взрослые толкают реку, которая течет сама. А еще, если ребенок гениален, его таланты прорастут сами, без неимоверных усилий родителя.

Я лично сделала вывод о том, что обучаться нужно еще и родителям. Вместо того чтобы «выдавливать» таланты из детей, стать хорошим, любящим взрослым. И дать своему ребенку возможность насладиться детством.