Будете после Нового года в Дубае — зайдите в метро. Сиденья для поездов элитного метрополитена Арабских Эмиратов, похожие по форме на раскрытую жемчужину, делают сегодня в Новороссийске.

В Германию, в Испанию, в Индию…

По экспонатам выставки готовой продукции компании «Кримиан Франц Киль», которая расположилась в офисном блоке предприятия, можно изучать экономическую географию. Вот знакомые многим синие сиденья «Ласточек», такие стоят в скоростных поездах, вот откидывающиеся полки купейных вагонов для Испании, вот необыкновенного цвета и дизайна пластмассовые литые секции сидений для французского метро, эти — отправляют в Германию, а вот эти — уедут в Индию. Одни из последних в портфеле заказов — сиденья для реинкарнированных родных плацкартных вагонов, которые буквально на днях анонсировали широкой публике в Москве.

— Разработка и производство сидений для пассажирского транспорта — основное направление деятельности нашей компании,— рассказывает генеральный директор предприятия Андрей Попков.

Вряд ли кто-то из нас задумывался, что тема дизайна интерьера актуальна не только для жилых помещений, но и для общественного транспорта. Но это уже давно не так. То, на чем мы сидим в коротких или длительных поездках, уже давно целая индустрия. Причем индустрия высокотехнологичная и инновационная.

— При разработке и производстве сидений мы используем конструкторские решения и технологии компании Kiel. Один из ведущих производителей пассажирских сидений в Европе и является поставщиком таких компаний, как Bombardier, Siemens, Alstom, MAN, Volvo, Scania, Neoplan, Solaris.

— Мы созданы здесь по просьбе РЖД, работать в Новороссийске начали с 2013 года, — продолжает Андрей Эдуардович. — РЖД нужны были новые компании, мало кто занимается интерьерами. Мы создаем начинку вагона и делаем это не на гаражном уровне, а по международным стандартам. К этому подключилась компания «Сименс», они нас курировали, контролировали. «Сименс» и ООО «Уральские локомотивы» создали совместное предприятие.

Сиденья для русского — они особенные

Когда в Новороссийске был жив вагоноремонтный завод, «Кримиан Франц Киль» сотрудничала с ВРЗ, вместе делали вагоны-рестораны. После закрытия завода взяли к себе немало квалифицированных вагоноремонтников.

— По всему миру люди в транспорте сидят на новороссийских сиденьях! Почему ни на одном из сидений нет значка «Сделано в Новороссийске»?

— Не положено. Мы работаем в группе компаний, мы — субподрядчики, — объясняет г-н Попков.

— Продукция для внутреннего и международного рынка чем-то отличается друг от друга? При выпуске сидений делается поправка на наши, российские габариты?

— Стандарты, российские и европейские, — они разные. У нас ездят по-другому. Там люди в железнодорожном транспорте проводят максимум 2-2,5 часа: Европа маленькая — поезда скоростные. А у нас едут по 8, по 10 часов. У российских сидений больше угол наклона, они более широкие, более мягкие.

— Кто это все разрабатывает?

— Мы сами, у нас есть инженеры, еще привлекаем сторонних конструкторов, они разрабатывают сиденья по нашему техническому заданию.

— Какое сиденье — особая гордость?

— Заказ для метро Дубая выполнить было сложно. Они требуют, чтобы мы для них построили сиденья уровня «Роллс-Ройса». Качество, ручная работа. Это очень сложно. Но богатые люди требуют для себя самого лучшего. Для своего метро они жемчуг будут молоть, добавлять в краску и красить его, чтобы выглядело соответственно. Первая наша продукция отправится туда в декабре.

— Не чувствуете себя по поговорке «…да в калашный ряд»?

— Мы на равных работаем, но, конечно, сложности есть. В любом случае это опыт, это обучение.

— Сколько людей работает на предприятии?

— В Новороссийске около 200 человек. Очень тяжело было собрать коллектив, а это самое основное. Если люди некомпетентные — у вас ничего не получится. Мы своих работников обучаем. Вакансии? Есть, мы часто даем объявления о них в «Новороссийском рабочем». Сейчас, к примеру, ищем хорошего конструктора, который должен говорить по-английски: у нас международная компания, язык очень важен.

— Кто в России ваши конкуренты?

— В России — нет, у нас конкуренты по всему миру. Но это не дикая конкуренция, мы друг другу даже помогаем, объемами делимся. Боремся в качестве-цене. Главный показатель — только качество, второй — цена, третий — насколько мы надежны. Иностранцы — очень придирчивый народ, они смотрят на то, чтобы все было сертифицировано по европейским стандартам. Без этого никто и здороваться не будет.

Земляки повсюду!

Купить в магазине продукцию этого предприятия нельзя. Это не мебель в нашем привычном восприятии. Это, как объясняет Попков, два отдельных бизнеса и по стоимости, и по способам изготовления.
В цехах предприятия идет работа над тем, чтобы продукция была в первую очередь безопасна — трудногорюча и нетоксична, и, конечно, долговечна, практична, удобна.