Двадцать лет назад состоялась экспедиция по Каспийскому морю судна легендарного капитана Жака Ива Кусто.

Турбопарусная яхта «Альсион» Общества Кусто прибыла в порт Новороссийск и, сменив флаг на российский по программе ЮНЕСКО (1998 год был объявлен «Международным годом морей и океанов»), пройдя Волго-Донской канал, прибыло в Каспийское море с важной экологической миссией — обратить внимание прогрессивной общественности на экологическую катастрофу, нависшую над морем, а команда профессионалов снимала фото- и видеоматериалы для фильма о жестоком и нерациональном обращении с природой этого водоема. Русским капитаном на «Альсионе» был назначен новороссиец Юрий Пужаев. Он вспомнил удивительные факты этой экспедиции.
— Юрий, как вы оказались в команде великого командора Кусто? Таким фактом в биографии можно гордиться!

— В то время я работал в морской администрации порта Новороссийск, свободно владел английским языком. Поэтому моя кандидатура была утверждена Минтрансом. Я стал первым иностранным капитаном на борту судна Общества Кусто за всю его историю. Ранее ни одному российскому моряку не приходилось быть капитаном международной экспедиции такого уровня.

— Это была посмертная экспедиция команды Кусто, знаю, что командор всю жизнь мечтал снять фильм о Каспии, что его тревожило?

— Кусто давно мечтал об этой экспедиции, но не успел. После его смерти мечту воплотили в жизнь коллеги и жена Кусто Франсина Триплет. На Каспии в то время процветали варварская добыча нефти и браконьерство. Миссия экспедиции — обращение к человечеству: задуматься о состоянии сокровищницы пресной воды, обратить внимание на популяции осетровых, которые варварски уничтожаются. К примеру, белуга, спасаясь от уничтожения, даже сменила время нереста, чтобы спастись от «перехватов» и «самодуров».

— Благодаря миссии, возложенной на вас Минтрансом, вам удалось познакомиться и даже подружиться с интересными и великими людьми. Расскажите, кто вам запал в душу?

— Думаю, что у каждого из нас есть человек, который становится примером в жизни. Для меня примером стал легендарный Сэр Питер Блэйк — руководитель нашей экспедиции, полный рыцарь Британской Империи, специальный посланник доброй воли от ООН по экологии (ЮНЕП), двукратный победитель Кубка Америки и всех парусных гонок мирового рейтинга, как одиночных, так и командных, «Мистер Красные носки». Его рекорд по количеству побед в парусном мире до сих пор так никто и не побил.

После смерти Командора Кусто в 1997 году в возрасте 87 лет, Сэр Питер Блэйк стал его преемником, приняв приглашение Общества Кусто возглавить новые экспедиции. Те, кто хотя бы раз побывал на борту любого судна, знают, что капитан на судне — это царь и бог, но в данном случае Сэр Блэйк занимал место царя не по званию, а по праву. Он был очень простым, деликатным человеком, он говорил так, что его хотелось записывать. Вот одна, казалось бы простая история… Однажды, когда мы шли по Волге, офицеры ОМОНа привезли нам в подарок два крупных осетра полных икры. Они хотели угостить экипаж, ссылаясь на то, что все равно кто-то из жителей будет предлагать осетрину, так пусть это будут они. Питер принял подарок и поблагодарил их, но как только они ушли, он спокойно, без пафоса сказал, что мы не должны забывать ту миссию, которую мы здесь выполняем. Осетрам посчастливилось, их выпустили на волю…

— Как сложилась судьба Блэйка?

— К сожалению, он трагически погиб в 2001 году в устье реки Амазонки, около Бразильского городка Макапы, в кругосветной экспедиции по изучению мировых запасов воды на нашей планете. Экспедиция уже закончилась, и судно стояло на якоре для пополнения запасов. Его убили обычные речные пираты из банды «Речные крысы» при попытке ограбления судна. Питер находился в тот момент на палубе и пытался им объяснить, зачем он и его команда здесь, но в ответ последовал выстрел. Эти люди даже не представляли себе, кем был человек, которого они смертельно ранили. Питер скончался на руках своей жены Пиппы, сына Джеймса и дочери Сары Джейн, которые находились на борту «Seamaster» в составе экспедиции. Церемония похорон транслировалась из Новозеландского города Окленда в режиме реального времени по всему миру, и тысячи людей направляли свои соболезнования по электронной почте. Питер был похоронен на родине, в Англии. Посмертно он был награжден Олимпийским орденом за выдающиеся спортивные достижения, хотя никогда не участвовал в олимпийском движении.

— Чем закончилась ваша экспедиция по Каспию? Фильм в итоге вышел?

— Была отснята масса видеоматериала, подводная и надводная части. На борту трудились интересные люди, за каждым именем целая легенда, каждый мастер своего дела. К примеру, директором подводного кино у нас был Дидье Нуаро (Франция), бывший рекордсмен мира по фридайвингу, награжденный в 2002 году БИ-БИ-СИ премией «Эмми» за выдающуюся кинематографию при создании серии фильмов «Голубая Планета».

А вот наш фильм так и не был смонтирован. Я приезжал в Париж, в офис Общества Кусто, встречался со старшим нашей миссии Грегуа Кульбанисом. Он сказал, что материал лежит, фильм требует монтажа. Работы в общей сложности на три месяца, не больше. Но что-то не так пошло с завершением этого материала, появились более неотложные проекты и другая работа. Так что материал лежит на полках и ждет своего времени.

— А вы сами погружались на дно Каспийского моря?

— Мне много раз предлагали погружение, но я отказывался, так как я в сравнении с ними в этом вопросе полный дилетант, хотя и окончил курсы водолазов.

— Вы написали замечательный очерк о своем путешествии, достойный публикации в географическом журнале. Вели дневник?

— Когда в первый день вышел на палубу и стал наблюдать, как работает команда великого Кусто, думал, что все смогу запомнить. Но Питер Блэйк дал мне замечательный совет — записывать в журнал, потому что свойство человеческой памяти таково, что со временем все забывается. Так я начал вести дневник и благодаря своим записям подготовил статью.

«Новороссийский рабочий» предлагает читателям ознакомиться с дневником русского капитана на судне Командора Кусто Юрия Пужаева и узнать массу удивительных деталей это морского приключения.