Школой жизни стала война
Он, коренной новороссиец, пришел в порт летом 1941-го, когда окончил школу. Собирался стать врачом, готовился поступать в Кронштадтский мединститут, но тут война, и парень пошел помогать стране. Начинал грузчиком, вместе со всеми работал для нужд армии по 12-15 часов, нередко под бомбежками.
А через год ушел на фронт. Направили в Орджоникидзевское военное училище, однако закончить его парень не успел, всех курсантов срочно перебросили на Северо-Кавказский фронт, где враг рвался на Кубань и к нефтяным скважинам Грозного.
Военная география Мартиросяна – Южный, Северо-Кавказский и Степной фронты, затем Карельский и 1-й Украинский фронты. Сразу показал себя хорошим солдатом. Вот выписка из партийной характеристики на гвардии старшину, командира орудия Мартиросяна: «В 1942 г. был командиром противотанкового орудия, в боях под Моздоком осенью 1942 г. во время атаки орудие подбило 7 немецких танков. Лично тов. Мартиросян Т.А. подбил три танка».
Он закончил Великую Отечественную в Праге. И оттуда отправился на парад Победы. Орденоносец-портовик Тигран Мартиросян маршировал 24 июня 1945 года по Красной площади в Москве. Второй раз история призовет его, уже как героя труда, на такой же парад 9 Мая 2000 года.
Залог успеха – знания и труд
Он вернулся в Новороссийск в 1947 году, сразу после демобилизации из Вооруженных сил. Для себя решил, что главное дело жизни – порт, он должен помочь восстановить его, и – город. Он должен сделать их самыми лучшими.
Быстро освоил специальность крановщика, затем электромеханика. Деятельного и ответственного специалиста повысили до начальника автобазы порта.
Зарекомендовавшего себя Мартиросяна направляют на учебу – с 1952 по 1954 год Тигран Аветисович часто бывает в стенах Харьковской школы профдвижения ВЦСПС, которую закончил с отличием. Он любил учиться, понимал важность знаний и стремился к ним, потому и дальше продолжает обучение – в Одесской мореходке, заочно оканчивает Одесский институт инженеров морского транспорта.
Набирался опыта – производственника, руководителя, общественного деятеля: исполнял обязанности начальника морского вокзала, возглавлял отдел труда и зарплаты, более 10 лет трудился заместителем начальника НМТП по эксплуатации, руководил партийной и профсоюзной организацией порта. Затем двухлетняя загранкомандировка в Бангладеш по линии «Совинфлота» при Торгпредстве СССР.
Автор больших достижений
Вот с таким профессиональным багажом Тиграна Мартиросяна в декабре 1975 года назначают начальником НМТП. За 14 лет под его руководством порт сделал огромный рывок вперед, а его начальник проявил себя не только как талантливый руководитель, но и как ответственный гражданин и патриот Новороссийска.
Именно вторую половину 70-80-х годов ХХ столетия Тигран Аветисович считал серебряным веком предприятия, когда удалось значительно увеличить технологический потенциал порта, кардинально обновить механизацию, его качественные и количественные показатели.
На нефтерайоне начал работать нефтепричал №1, чья мощность перевалки до 40 млн тонн нефти в год. Коренную реконструкцию пережил Восточный район, здесь впервые в СССР внедрили пневматическую погрузку навалочного цемента. Появились судоремонтные мастерские, больше внимания стали уделять подготовке высококвалифицированных специалистов. В Новороссийском морском торговом порту создали два специализированных терминала – по приёму масла и экспортных виноматериалов, перегрузочные мощности для перевалки зерна и элеваторные емкости, реконструировали морвокзал, значительно обновили портофлот.
И что очень важно – портовики заглянули в ХХI век, внедрив технологию линейной лихтеровозной доставки грузов.
Коллектив неоднократно становился победителем всесоюзного социалистического соревнования. Порт стал лидером и в создании передовой системы социальных гарантий. Для коллектива и членов семей портовиков было построено тысяча квартир и санаторно-курортный комплекс в Геленджике, детсады и ясли, реконструирован клуб портовиков. Эта система стала примером для других городских предприятий, что ускорило темпы развития Новороссийска.
В ПАО «НМТП» не забывают заслуги Мартиросяна. Фотографии, газетные статьи о начальнике порта – на почётном месте в музее предприятия, а ветераны всегда рассказывают о нём посетителям музея – как молодым портовикам, так и школьникам. А в портофлоте его именем назван буксир.
Мирный труд и заслуги Мартиросяна перед страной и городом были отмечены государственными наградами – орденами Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, «Знак Почёта», «За заслуги перед Отечеством» IV степени и многими медалями. Новороссийцы избирали его депутатом городского Совета и председателем избирательной комиссии.
Энергия, опыт, авторитет
Когда Тигран Аветисович в 1989 году ушел на пенсию, он не отошел от дел. Кипучая энергия, опыт и непререкаемый авторитет оказались востребованы городским сообществом. Тигран Мартиросян возглавил городской Совет старейшин, с ним часто советовались власти при обсуждении важных для города проблем.
В 1997 году ему заслуженно присвоили звание Почётного гражданина Новороссийска.
Люди, в то время руководившие Новороссийском, тепло вспоминают о Тигране Мартиросяне.
– Я могу сказать о Тигране Аветисовиче только хорошее, – рассказывает «Новороссийскому рабочему» Валерий Прохоренко, в советские годы работавший на руководящих должностях в советских и партийных органах Новороссийска, глава администрации города-героя с 1992 по 2002 годы. – Человек высокой ответственности за порученное дело, уникальный и интересный руководитель. Его талант и чувство долга, например, проявились во время трагедии с теплоходом «Адмирал Нахимов». Мартиросян в тот момент был в заграничной командировке, но постоянно поддерживал по телефону связь и руководил работой спасательных сил порта, а когда вернулся, взялся за дело лично. Ситуация тогда была сложная, в городе находился секретарь ЦК КПСС Гейдар Алиев, краевой начальство, все были напряжены. И вот какое бы поручение и просьбу ни высказывали в адрес директора порта, я был уверен, что Тигран Аветисович все исполнит. Так и было. Причем во всех вопросах. Он всегда заботился о городе. Помню, порт отвечал за содержание всей набережной, и Мартиросян непременно находил средства на благоустройство и поддержание её в должном порядке.
– Это был человек-глыба,– делится воспоминаниями Владимир Солдатов, руководивший Новороссийским горисполкомом с 1980 по 1987 годы. – Людей такого масштаба тогда было немного. Я, как председатель горисполкома, относился к нему с пиететом, потому что он был мне очень симпатичен. Мартиросян – удивительно демократичный, доступный, решительный руководитель, каковыми, по моему мнению, были представители поколения фронтовиков. Он был профессионально готовым к руководству таким портом и справлялся с этим на 150 процентов. Если же власти обращались к нему с просьбой что-то сделать для Новороссийска, помочь в чем-то, всегда говорил «да». И коллектив порта тогда был под стать начальнику – мощным, передовым, интересным.
– Тигран Аветисович начинал свой рабочий день с посещения грузовых районов, знал всех бригадиров, докеров и тальманов по именам, общался с ними, чтобы получить информацию о том, как идет работа, из первых уст, – вспоминает депутат городской Думы нескольких созывов Владимир Шейко. – Это помогало Мартиросяну принимать верные управленские решения. Он начинал трудовой путь грузчиком и считал докера самым главным человеком в порту. Я тогда руководил горкомом комсомола и видел, как трепетно он относится к молодежи, помогал молодым специалистам, поддерживал комсомольско-молодёжные бригады, стимулировал людей учиться. К нему работники могли обращаться напрямую с какой-то рабочей проблемой, и знаю, что он всегда старался найти выход. Человек очень порядочный, держал слово. В 90-е годы, когда занимался бизнесом, я сталкивался с работниками порта и слышал от них много теплых слов о Мартиросяне. А он, уже как общественный деятель и уважаемый всеми, в 90-е приложил немало усилий, чтобы направить энергию различных политических и общественных организаций в продуктивное для города русло.
– Когда редакция в конце 80-х годов въехала в помещение на улице Советов, 13, Тигран Аветисович через несколько дней пришел ко мне в гости, – вспоминает главный редактор «НР» Владимир Бурлаков. – Спросил: «Вы знаете, в какой дом переехали? Его построил порт, здесь живут самые заслуженные работники». А закончил шутливым: «Ну уж коль мы теперь соседи, будем дружить домами. Вы будете писать о нас хорошо, а мы будем относиться к вам хорошо». Про него говорили, что он порой бывает жестким руководителем, а вот тут предстал как добрый сосед. Чем меня сильно удивил. После этого редакция и порт планировали и проводили немало совместных акций, и Мартиросян всегда шел этим проектам и новостям навстречу, потому что сам становился их творцом. Это же делалось для портовиков и ветеранов порта, их семей, а для нас они – значительная часть аудитории.
– Тигран Аветисович внес огромный вклад в развитие НМТП, он заботился о рабочих предприятия. Мы не забыли, как много он делал для города и его жителей. Сегодня в ПАО «НМТП» портовики бережно хранят память об этом человеке, – говорит Сидоренко Татьяна Алексеевна, председатель Совета ветеранов ПАО «НМТП».– На таких примерах верности своему делу и своему долгу надо учить нынешнюю молодежь!
– Тигран Аветисович помогал нам развивать материально-техническую базу парков культуры и отдыха, – добавляет Александр Титов, бывший руководитель отдела культуры Новороссийска. – Я в 80-е годы возглавлял отдел культуры и помню, что наш город был передовым в плане обустройства парков отдыха. Но техника все равно была нужна. И вот на какой шаг мы однажды пошли с Тиграном Аветисовичем. У него был списанный погрузчик, но передать нам эту машину Мартиросян не имел права. Но подсказал выход. Мы сдали металлолома столько, сколько весил погрузчик, справку об этом отнесли в порт, а нам отдали тот погрузчик. Наши умельцы его восстановили, и он еще долго помогал нам в работе! Все знали, что Мартиросян – начальник, который вывел порт в передовые в масштабах Советского Союза. А еще он был знатоком довоенной истории Новороссийска, рассказывал нам много интересного, чего нигде не прочтешь. Забота о городе была его гражданским долгом, и он его выполнял всегда.
Фото предоставлены ПАО «НМТП».
Вам будет непросто найти золотую середину во всем.
Уже от одного названия этого блюда потекли слюнки? Давайте приготовим!
18 сентября исполняется 10 лет со дня смерти Тамары Белькинд, супруги известного новороссийского педагога Григория…
В день освобождения Новороссийска от немецко-фашистских захватчиков уже обсуждались планы по восстановлению города.
Новороссийские общественники из группы «Субтропический Новороссийск» подвели итоги первого сезона своего проекта.
Мифов, по крайней мере, три. Во всяком случае именно столько их насчитали в редакции журнала…